09 августа 2016
Лидия Козинец: "Педагогический опыт для учителей важен как воздух"

Модератор из Белоруссии рассказала об инновационном педагогическом опыте как об объекте научного познания

Перед тем, как начать работу, модератор познакомилась со своими слушателями, рассказала о себе. Лидия Козинец из династии учителей, ее родители много лет учили детей в сельской школе. Преподавала и в школе, и в институте. Однако, во время своей научной карьеры в высшем учебном заведении, лектор не забывала о школе. К тому же, она считает, что преподаватели, которые ведут обучение по педагогическим направлениям, должны попробовать себя в качестве школьного учителя.

На сегодняшний день Лидия Александровна (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая филиалом кафедры педагогики БГУПУ им.М.Танка, г.Минск) до сих пор учится: в этом году она оканчивает дневной стационар в докторантуре, это завершающая ступень при получении высшего образования.

Зрители проведенного мастер-класса - учителя разных предметов: татарского, русского и английского языков, математики, биологии, но их сблизила актуальность темы мастер-класса. Так как тема лекции связана с педагогическим опытом, лектор остановилась на этом понятии. Педагогический опыт для учителей она сравнила с воздухом, доказав тем самым его значимость для собравшихся. Тема, связанная с инновационным педагогическим опытом была выбрана не случайно, так как часто в своей работе преподаватели сталкиваются с необходимостью описать свой педагогический опыт или коллег. Вопрос о том, как правильно изучать и обобщать деятельность учителей, является важным для всех, кто связан с педагогикой. Также, по словам Лидии Александровны, в данной теме имеет место определение отличий между процессом обобщения и изучения. Все эти причины и послужили для лектора определяющим фактором в выборе темы для исследования.

Первой темой для обсуждения стало понятие педагогического опыта и практики. Первое понятие определили как совокупность знаний, умений и навыков научного происхождения, опыт сменяется с течением времени. Как же зарождается новый опыт на основе старого? Для этого важно знать этапы развития системы педагогической идеи: это возникновение, становление, зрелость, преобразование и исчезновение.

Педагогический опыт имеет не только сроки своей действительности, но и виды. Он бывает массовый – складывание опыта из частного опыта, частный – опыт деятельности каждого учителя, инноционный – данный вид позволяет разрешать противоречия и задачи, которые стоят перед образованием.

Вид педагогического опыта соотносится со статусом педагога. Учитель-специалист считается обладателем массового, при условии, что он гибко применяет рекомендации педагогической науки, но при этом не выходит за рамки общепринятых норм и рекомендаций. Учителя-мастера – это те, кто воплощает на практике новые педагогические теории, создает авторские методики изучения предмета. Они, по словам Лидии Александровны, обладают передовым опытом. Педагоги, которые инициируют и реализуют новые педагогические идеи, новые технологии, авторские программы и учебники, считаются учителями-методистами и обладателями новарского опыта. И, наконец, самый новый вид педагогического опыта – инновационный. Он присущ учителю-новатору, так как именно он, как уже было сказано выше, позволяет решить актуальные проблемы образования.

Для определения эффективности педагогического опыта существуют определенные критерии, такие как новизна, определяемая на уровне научных открытий, результативность – отличие результатов работы в сравнении с итогами массового опыта и оптимальность, которая проявляется в благотворном влиянии на здоровье детей. А также актуальность, которая определяет своевременность педагогического опыта.

Инновационный педагогический опыт также служит маятником педагогики, он определяет направление педагогической практики. В связи с этим объяснение инновационного опыта будущим преподавателям является необходимым, а также будет нужен для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

В качестве вывода первой части мастер-класса лектор определила составляющие педагогического опыта. Опыт состоит из объективной стороны, конкретно методов, приемов, научных трудов педагога, и личностной, это способности и качества характера педагога). Опыт во многих случаях достигается благодаря личностной стороне.

Вторая часть мастер-класса  – практическая, она включила в себя рассмотрение вопроса о технологиях изучения и обобщения инновационного педагогического опыта. Данный вопрос можно поделить на теорию изучению и обобщение педагогического опыта, а также виды обобщения этих видов. Рассказывая о теории, Лидия Александровна, рассказала о возникновении первых учительских съездов. В рамках данных мероприятий теоретики и практики обменивались опытом, определяли важность инновационного педагогического опыта. Современные конкурсы на лучшего учителя берут свое начало с 1923 года. Их организатором стала газета «Правда» совместно с Народным комиссариатом просвещения. Заявок на участие в конкурсе было 430, но в газете были опубликованы лишь 80 из них. Обязательными требованиями к учителю были: проводить атеистическую пропаганду, связывать школьную деятельность с производством и, разумеется, любить детей. Конкурс на лучшую школу впервые прошел в СССР в 1934 году. На нем победу одержала московская школа №25.

От истории Лидия Козинец перешла в определениям терминов. По ее словам, изучение опыта – это процесс сбора информации о работе педагога. Он включает в себя сбор данных о методах, приемах, средствах, условиях работы педагога. А обобщение опыта представляет собой анализ и синтез информации, полученной в результате изучения опыта. Этот этап подразделяется на отбор, классификацию информации, выделение главной идеи, новизны в опыте, а также выражение результатов изучения в форме описания. Сам процесс изучения опыта предусматривает ряд этапов. Начинается он со сравнения своего опыта с опытом коллег, а далее следует описание, оно включает в себя нахождение особенностей в организации образовательного процесса. Третий этап – это осмысление, оно представляет собой выявление основной идеи опыта. Для того, чтобы опыт по-настоящему удался мало знать об этапах, нужно быть осведомленным и о видах изучения опыта. Это показ – открытые уроки, профориентационная работа, телепередачи и видеофильмы, рассказ об опыте – публичные выступления учителей, а также описание опыта – справка, доклад и статья. В последнем виде изучения опыта важно представить доказательство собственных выводов, в труде педагога не должно быть нарушений логического изложения информации.

Источник информации: Сирена Иванова, пресс-служба Елабужского института КФУ