09 августа 2016
Физическая ситуация как способ проектирования физической учебной задачи

Этой теме был посвящен мастер-класс модератора VIIМеждународного фестиваля школьных учителей – Валерия Белянина

Свое выступление доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретической физики и методики обучения Марийского государственного университета города Йошкар-Ола Республики Марий Эл Валерий Белянин начал с разъяснения таких понятий, как компетенция и компетентность: «Компетенция – это требования работодателя, а компетентность – это способность работника удовлетворять требованиям работодателя». То есть, по мнению Валерия Белянина, будущий учитель физики должен обладать знаниями методологии научного исследования, а также должен обладать способностью выполнить учебное исследование. Модератор подчеркивает, что физическая ситуация является объектом учебного исследования, поэтому в её выделении, изучении и преобразовании огромную роль играет компетентность каждого педагога и преподавателя.

На протяжении всего мастер-класса Валерий Белянин знакомил участников со структурой и организацией физических ситуаций. «Физическая ситуация – это совокупность состояний физической системы, выделенных субъектом для некоторого объекта» - дает определение понятию лектор. Далее Валерий Белянин рассказал об содержательном аспекте физической ситуации, в центре которой находится физический объект со всеми своими показателями: явление, модель, величина и закон. Модератор приводит следующие примеры физических ситуаций: «Шар подвешен на нерастяжимой нити; шар подвешен на невесомой пружине; шар подвешен в лифте на весомой пружине». Также Валерий Белянин отметил, что в совокупности близкие по содержанию физические ситуации рассматриваются как обобщенная физическая ситуация, но с внешними и внутренними воздействиями.

Модератор данного мастер-класса отметил, что изучение и проектирование физической ситуации дает учащимся возможность: решать и составлять физические задачи; составлять системы физических задач; исследовать процедуру и результат решения физических задач; проводить учебные исследования теоретического уровня, что необходимо, например, для формирования исследовательской компетенции на основе методологии научного исследования.

В конце мастер-класса Валерий Белянин предоставил вниманию участникам Фестиваля алгоритм составления систем задач (10 задач): выделение физической ситуации; установление законов взаимодействия физических объектов; установление следствий физических законов; применение методологии научного исследования. На данном этапе лектор отметил необходимость проведения исследования зависимостей физических величин, входящих в физические законы.

В завершении Валерий Белянин пожелал коллегам успехов в профессиональной деятельности и пригласил всех на практический мастер-класс.

Источник информации: Анастасия Саушкина, пресс-служба Елабужского института КФУ