07 августа 2016
Меняющийся учитель в изменяющемся мире

7 августа в Елабужском институте КФУ был дан старт VII Международному фестивалю школьных учителей.

Первый день работы научно образовательного форума для педагогов начался с публичной лекции директора Елабужского института КФУ Елены Мерзон - «Меняющийся учитель в изменяющемся мире». Елена Ефимовна рассказала об основных направлениях изменений педагогического образования в Елабужском институте, которые направлены на улучшение качества подготовки студентов в стенах вуза и повышение их профессионализма.

"Переосмысление роли и миссии учителя, - подчеркнула директор института, - обусловлено требованиями современной действительности. Учитель сегодня должен быть готов к обучению не только в классе, но и в повседневной деятельности, к обучению через проблематику, к использованию дистанционных лабораторий, к адаптивному обучению и к «невидимой» оценке - постоянному сбору данных о деятельности учащихся для оценивания процесса обучения каждого ученика, а не только его результата». Динамично меняется и реестр профессий в образовании. Уже сегодня появляются такие профессии, как тьютор, разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, игромастер, игропедагог и др.


Казанский федеральный университет является одним из крупнейших крупнейших игроков на поле педагогического образования России. Контингент студентов по укрупнённой группе специальностей/направлений «Образование и педагогика» составляет в КФУ 6 980 человек – это 3-я позиция в Российской Федерации – доля елабужских студентов составляет 2509 человек, или более 35%.


Концепция модернизации педагогического образования в Елабужском институте, в частности, и в Казанском федеральном университете, в целом, включает в себя несколько моделей освоения педагогических компетенций. Так, распределенная модель подготовки учителей-предметников обеспечивает фундаментальность предметной подготовки, что очень важно для работы с одаренными детьми, участниками олимапиад, учащимися профильных школ. Данную модель применяют, как правило, профильные институты университета. Возможность получить углубленную подготовку и по направлению «Педагогическое образование» студентам, обучающимся на непедагогических направлениях, реализуется в рамках интегративной модели педагогического образования, осуществляемой, прежде всего, Институтом психологии и образования КФУ. Наиболее близкая Елабужскому институту, по словам Елены Мерзон, традиционная модель подготовки учителя, при которой студент изначально поступает на педагогическое направление подготовки и с самого первого дня своего пребывания в вузе обучается именно как будущий учитель. На этом условии «традиционность» модели заканчивается, поскольку и здесь в течение последних лет произошли серьезнейшие изменения.

В 2014-2015 гг. институт принял самое активное участие в реализации Программы модернизации педагогического образования РФ. По поручению Минобрнауки РФ, ученые института отвечали за реализацию проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». В ближайшее время институт входит в новый проект, уже в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, предметом которого будет внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ подготовки учителей-предметников. Результат этих проектов - принципиальное обновление организационной структуры и логики разворачивания образовательного процесса.

Елена Мерзон в своём докладе выступила за отказ от дисциплинарного построения образовательного процесса в пользу модульной подготовки будущего учителя. Она отметила основные преимущества данной системы подготовки: увеличение доли практики при подготовке педагога, введение событийности в образовательный процесс (его деятельное наполнение), увеличение взаимной ответственности между высшей и общеобразовательной школами.

Модульный принцип организации образования подразумевает возможность студентов осваивать разные образовательные модули (а значит, и соответствующие им компетенции) в различных вузах страны и зарубежья. Уже сегодня в рамках данных проектов в Елабужском институте налажено сетевое взаимодействие с разными вузами России (Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Удмуртский государственный университет, Глазовский государственный педагогический институт им. Короленко).

Говоря о тесном сотрудничестве института со школами директор Елабужского института обратила внимание присутствующих учителей на возможность прохождения различных курсов повышения квалификации на базе вуза в рамках участия в крупных научно-образовательных проектах: «Международные Махмутовские чтения», «Международные Цветаевские чтения», курсы по робототехнике (с осени 2016 г.).

Обращаясь к гостям, участникам Фестиваля, Елена Мерзон пожелала всем найти здесь для себя много полезной информации, и напомнила о возможности поучаствовать в проводимых в рамках форума исследованиях и творческих конкурсах.

Работа первого дня Фестиваля продолжилась на площадках 10 мастер-классов:

В этот день занятия провели специалисты из Москвы, Казани, Чебоксар, Набережных Челнов, Елабуги.

В этот же день состоялась встреча директора Елабужского института КФУ Елены Мерзон с модераторами из Австрии - Элизабет Неметц (Венский государственный университет, руководитель проекта онлайн-платформы Министерства образования Австрии и научного фонда библиотеки Венского государственного университета для учителей «Bildungsmedien.tv»), Барбаре Речниг (Венский государственный университет, Институт восточно-европейской истории и славистики, директор научной библиотеки), и Ириной Фагимовной Сибгатуллиной (директор международных программ образования и науки Института содействия интеллектуальным интеграциям RBS-IFIE, г. Вена). На своих мастер-классах, которые состоятся 8 августа, Элизабет Неметц и Барбаре Речниг поделятся опытом сотрудничества библиотеки и школы на примере проекта онлайн-платформы Министерства образования Австрии и научного фонда библиотеки Венского государственного университета для учителей «Bildungsmedien.tv». 

В нем библиотека выступает в качестве ресурсного центра, в котором аккумулируются пролицензированные аудио и видео материалы, необходимые для организации научной работы школьника. В ходе состоявшейся встречи с директором Елабужского института КФУ обсуждалось возможное сотрудничество и реализация совместных научно-образовательных проектов.

Первый фестивальный день закончился для участников форума прогулкой по одной из самых красивейших улиц Елабуги – улице Казанской.

Впереди еще 3 фестивальных дня, в течении которых модераторами из России, Германии, США, Австрии, Латвии, Эстонии, Казахстана, Белоруссии будут проведены 104 мастер-класса, организованы дискуссионные площадки на самые актуальные вопросы современной педагогики. И традиционно, организаторы подготовили для гостей очень насыщенную культурно развлекательную программу.

Торжественная церемония открытия VII Международного фестиваля школьных учителей состоится завтра, 8 августа, в Городском дворце культуры. В праздничном мероприятии примут участие заместитель премьер-министра Республики Татарстан  министр образования и науки Энгель Фаттахов и ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров. В этот же день будет проведен круглый стол «Педагогическая наука и образование» для работников высшей школы.

Подробнее о проводимых мастер-классах читайте в новостной ленте.

Фото – Линара Ягудина, Сирена Иванова, Студпрофф

Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ