28 июля 2016
Дневник летней школы

Участниками летней эколого-экономической школы «Коворкинг», которая была организована в спортивно-оздоровительном лагере «Буревестник», стали студенты экономического и биологического факультетов Елабужского института КФУ и учащиеся выпускных классов школ Елабуги.

День первый

При поддержке Университета Талантов, 08 июля Летняя школа «Коворкинг 2.0» открыла свои двери 100 счастливчикам! В апреле 2016 года на открытии площадки «Тренинг-класса» и «Лаборатории талантов» в Елабужском институте КФУ были достигнуты договоренности о запуске нового совместного проекта на базе СОЛ «Буревестник» – «Летней эколого-экономической школы: Коворкинг 2.0». Это своего рода уникальная интеллектуальная и просветительская программа, которая позволяет ребятам даже в летнее время тренировать свои социально-личностные качества.
Почему «Коворкинг»? Коворкинг – это взаимодействие…. двух партнеров: Елабужского институт КФУ и Университета талантов»; двух площадок Университета талантов: «Тренинг-класса» и «Лаборатории талантов «ЭкоДос»; двух факультетов: эколого-биологического и экономического; молодежи и наставников (в том числе и иностранных)… И сейчас уже понятно, что запуск и работа данной смены возможны только при осуществлении эффективного взаимодействия и открытого общения с учащимися.

График мероприятий плотно расписан. Провели тренинг «Способности и талант: как развивать когнитивность?». Игра «Кем себя вижу через 15-лет» вызвала у участников «море» эмоций. Они открыли в ребятах умение видеть результат своего стремления в будущем, научились постановке цели и задач для его достижения. Участники узнали об Университете Талантов и о прорывных компетенциях. Получили задание просканировать свою будущую «воображаемую» профессию (работу) через призму информации, полученной после просмотра сайта «Атлас новых профессий».  Вечером красочное открытие смены сняло рукой усталость первого дня!

День второй

Преподаватели факультета экономики и управления провели предпринимательскую игру «Бизнес-идея: сравни и выбери лучшее».
«Прокачивали» командность и эффективность сотрудничества. Цель предпринимательской игры — формирование у молодежи ключевых предпринимательских компетенций. Ключевые предпринимательские компетенции:

1. Преодоление трудностей и решение проблем.

2. Логистика, проектное управление «под результат».

3. Здоровье, безопасность, работоспособность.

4. Открытость, инициативность и предприимчивость.

5. Видение, умение лидировать.

6. Профессионализм.

7. Клиентоориентированность и сервисность.

8. Когнитивность, поиск и применение новейшего.

Наша предпринимательская игра проводилась в формате коворкинга с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и менеджмента Елабужского института КФУ Владимиром Львовичем Васильевым совместно с представителями Университета Талантов, которые проводят развивающие тренинги. Ребята провели «мозговой штурм», и представили два экологических проекта: «Эко-деревня» и «Fresh Air». Оба проекта получили высокую оценку экспертов, и командам было рекомендовано зарегистрироваться в проекты Университета Талантов для участия в Молодежной школе талантов – 2016!

На тренинг «Искусство, задавать вопросы. Развиваем когнитивность» пришел 1 отряд. Ребята были очень удивлены, что уделяли мало внимания такому навыку, как умение задавать вопросы. Игра по коммуникабельности, выявила, что здесь и сейчас всем людям необходимо развивать когнитивные навыки. Апробировали методику активного слушания. Игра «Да-нетки» подогрела интерес к теме. Разобрали способы улучшить свои когнитивные способности, ушли ребята с домашним заданием – выбрать способ их тренировки.

В этот день в лаборатории ЭкоДОС летней эколого-экономической школы «Коворкинг 2.0» состоялся мастер-класс «Национальный парк «Нижняя Кама». С интересным рассказом о национальном парке и своей деятельности выступил перед участниками смены директор музея природы Ринур Бекмансуров. Выступление Ринура Хадияровича перенесло слушателей в удивительный мир Шишкинских уголков природы, представил фото-коллекцию хищных птиц республики Татарстан, познакомил со способами кольцевания птиц и объяснил, зачем это необходимо делать. Ребята не только с восхищением слушали выступление Ринура Хадияровича, но и задавали много вопросов. Даже когда мастер-класс подошел к концу, лектора еще долго не отпускали, расспрашивая о тонкостях его увлекательной работы.

По нашему приглашению с Ринуром Бекмансуровым в «Коворкинг 2.0» приехал гость, студент из Франции по имени Америк. Вечером состоялся круглый стол. Участников круглого стола интересовало, каким образом Америк попал на стажировку в НП, какую тему изучает, нравится ли ему в России, какие блюда татарской национальной кухни ему понравились, что думает народ Франции о санкциях Евросоюза, направленных против России. Америк рассказал о своей семье, особенностях обучения в университете Тулузы, о своих научных интересах, поделился впечатлениями о работе в национальном парке и россиянах. Общение проходило на английском языке при помощи переводчика, однако некоторые студентки, используя знание языка, организовали коммуникацию самостоятельно.

Этим же вечером мы запустили «Вечерний игродром». Навык «командности» и эффективность сотрудничества» оттачивали на игровом занятии, которое дает возможность показать свои актерские способности, развивает чувство сплоченности, расширяет словарный запас и заставляет понимать других без слов. Узнали разницу между вербальным и невербальным общением и сумели их применить на деле.

День третий

«Искусство, задавать вопросы»

На тренинг «Искусство, задавать вопросы. Развиваем когнитивность» пришел 4 отряд. Ребята разыграли диалоги по методу активного слушания, открытых и закрытых вопросов. Решили 3 сложные карточки из игры «Да-нетки». Особо запомнилось слушателем видео «Нейробика. Как тренировать?». Узнали, что такое нейронные связи, фитнес для мозга и многое другое. Научились нескольким упражнениям и получили информацию о группах в социальных сетях «Атлас новых профессий», «Универсариум» и «Площадка живого общения «Тренинг-классов» - в этих источниках можно найти информацию по рассматриваемой теме. Занятие прошло живо и интересно, после занятия устроили «классную» фотосессию в экипировке, предоставленной Университетом Талантов.

На занятии по нейробике были рассмотрены принципы тренировки мозга в умственной деятельности, условия разрастания нейронных связей и выстраивания нейронных цепей. Слушатели познакомились с физиологическим механизмом кратковременной и долговременной памяти, задавали много вопросов.

Мастер-класс по решению биологических задач со школьниками провела учитель биологии СОШ №10 г. Елабуги Резида Росимовна Салихова. Учащиеся рассмотрели решение заданий части С для подготовки к ЕГЭ, прошлись по окрестностям СОЛ и повторили систематику высших растений. А после обеда был проведен экологический десант на территории Большого бора НП «Нижняя Кама». Ребята прошлись вдоль лесной дороги и собрали 9 мешков мусора по 60 литров, основной объем которого составили пластиковые и стеклянные бутылки.

«Запускаем МКС!»

Выездной тренинг-класс на базе СОЛ «Буревестник» Елабужского института КФУ после обеда посетили представители 1 отряда. Для развития столь необходимой для начала смены компетенции «Командность и эффективность сотрудничества» представителями Университета Талантов была проведена игра «Космическая станция», любезно предоставленная Казанским игро-практическим центром. «Космическое» удивление вызвала представленная технология. Какой интересный поворот событий, как не хватает командного духа, видения общего результата и умения конкретизировать цель. Ребята выходили с горящими глазами и вопросами: «А завтра когда будет тренинг?», «А на какую тему…?». Ура! Маховик летнего образования запущен благодаря взаимодействию (коворкингу) Елабужского института и Университета талантов.

«Принятие управленческих решений через призму соционики в эколого-экономической школе «Коворкинг 2.0» 

Преподаватели факультета экономики и управления провели тестирование по определению типа личности. В ходе интересной работы «прокачивали» ключевую предпринимательские компетенцию, которая была направлена, преодоление трудностей и решение проблем. Цель тестирования: определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать занятия, где обучающиеся смогут по достоинству проявить свой талант.

Работу со студентами проводила кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института КФУ, коуч, бизнес-тренер МВА Ольга Николаевна Устюжина. Благодаря этому тренингу у участников раскрывались склонности к определенному виду деятельности, были определены стили их действий и характер принятия управленческих решений. Данный тренинг был очень полезен с точки зрения бизнес-систем, предпринимательства. Тренер отметила, что в ходе тренинга ребята смогли выявить свой психотип и его совместимость с выбираемой профессией.
Соревнования по мини-футболу и музыкальный флешмоб оставили положительные эмоции об уходящем дне!

День четвертый

Четвертый день смены начался в 6 утра с экскурсии в лес! После завтрака и трудотерапии в 10 часов утра заработал тренинг-класс, где предпринимательскую игру: «Докажи конкурентоспособность своей идеи» провел преподаватель экономического факультета, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Эдуард Александрович Осадчий. Цель игры заключалась в том, чтобы в экспертной среде и в среде коллег-студентов-конкурентов выявить и отобрать работающие преимущества свей бизнес-идеи - продуктов, которые можно предложить клиентам, учитывая эколого-экономический компонент. Работа началась с разминки, каждая команда подбирала в столбик слова на букву «Э» и объясняла их с точки зрения экологии и экономики. В результате презентовали три эко-продукта.

В это же время в лаборатории «ЭкоДос» была проведена проектная сессия «Свежий взгляд». Осваивая метод структурной логики, ребята учились социальному проектированию. Центральной темой проектов стали вопросы охраны природы и экологического просвещения населения. Ребята сами побывали в роли экспертов и оценивали работу других команд. Рефлексия игры показала, что генерация идей, анализ и экспертиза проектов дается непросто. Умение работать в команде, осмысление территориальных экологических проблем на сегодняшний день являются очень актуальными. 
После часа тишины всем дружным коллективом вышли на Эко-десант, убрали территорию за лагерем.

После обеда в тренинг-классе, по многочисленным просьбам, прошла игра на командообразование «Космическая станция». А в «Лаборатории ЭкоДос» был проведён мастер-класс «Пять эко привычек», который провела Гузель Краснопёрова, координатор общественной организации «Мусора больше нет». «Веселые старты», где были устроены командные состязания, внесли в жизнь лагеря оживление и соревновательный дух. Мероприятия «Любовь с первого взгляда», «Кинолекторий», «Вечерний игродром: ALIAS», позволили завершить насыщенный день в хорошем настроении !!!

День пятый

«Возьми от лета ВСЁ»

В этот день мы, не побоимся этого слова, жадно поглощали информацию. Утро началось в 6.00 с экскурсии в лес. А с 10 часов утра начались мастер-классы от Университета талантов и Елабужского института КФУ. Преподаватели и тренера предложили интересные занятия, да такие, что студенты не знали, как им оказаться в двух комнатах одновременно, чтобы пройти тест по квадрату Пифагора, занятия проводила к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Елабужского института КФУ, коуч, бизнес-тренер МВА Ольга Устюжина, и пройти испытания для получения значка «Зелёное ГТО» - сдачу норм по охране природы провела Гузель Краснопёрова, координатор общественной организации «Мусора больше нет».

Недаром наш проект называется «Коворкинг», мы нашли возможность повторить занятие «Квадрат Пифагора» и для второй группы, так что ребята смогли определить особенности своей личности. Занятия были очень насыщенными и интересными.

 После обеда студенты лаборатории «ЭкоДос» прокачивали компетенцию «Командность и эффективность сотрудничества». Игра «Путаница» чуть было не запутала наших участников. Ребята поняли, что команда – это группа людей, которые могут произвести продукт, количественно превосходящий и качественно отличающийся от результатов работы, выполненной всеми, но индивидуально. С тренинга вышли уже замотивированные люди, объединенные общей идеей, и сразу приступили к подготовке конкурса поделок из природного материала «Берендеево царство», к которому до этого никак не могли приступить. Все сложилось в один результат, когда ребята определили для себя цель и распределили задачи по группам. Поделки получились очень красивыми. Вторая группа провела занятие по биологии, где познакомилась с методикой составления ментальных карт и окунулась в тайны скелета человека. 
Завершился день красочным мероприятием «Мисс и мистер Буревестник»!
Как много еще нужно успеть узнать….

День шестой

Солнечное утро внесло коррективы в программу дня. Согретые солнечными лучами, студенты позагорали на пляже, поплескались в озере. До обеда готовили информационные анонсы, вопросы для интервью, станции для эко-зарницы. Часть студентов посетили интересное занятие по изучению личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека.

Другие ребята приняли участие в командообразующей игре «Эко зарница», содержащей 12 интереснейших станций с элементами тимбилдинга: переправа, ядовитая лиана, болото и т.д. Без навыков эффективности сотрудничества невозможно было пройти этот путь. Пусть не с первого раза, но ребята все же справлялись с заданиями. Вечером закрытие смены, подведение итогов, дискотека и королевская ночь!

Отъезд

14 июля мы покидаем столь гостеприимное место - СОЛ «Буревестник». От лица всего педагогического коллектива, работавшего в эту смену, хочется поблагодарить за поддержку и помощь в организации эксперимента - летней школы "Коворкинг 2.0" директора Елабужского института КФУ Елену Ефимовну Мерзон и исполнительного директора «Университета талантов» Айдара Фаритовича Акмалова. Спасибо, что верили в нас!

Участники школы