27 июля 2016
Федор Вассерман: "Каждый ребенок - это жизнь и судьба"

Продолжаем знакомить с модераторами Международного фестиваля школьных учителей-2016

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе: откуда Вы родом, как пришли в педагогику?

- Я родом из Ташкента. В педагогику пришел случайно, хотя являюсь педагогом-психологом по образованию. Долгое время работал в медицине. Потом у меня родился младший сын и я понял, что хочу учить его по-другому. Так оказался в школе. Начал работать с одаренными детьми, потом понял, что все дети одарены и нужно перестраивать школу. Дар должен не теряться, а развиваться в учебном процессе на основе изучения базовых предметов. Мы не знаем, кем будет ребенок, но хорошее развитие мозга и мышления увеличивают возможности для достижения успеха в жизни. Это мечта каждого родителя и заказ нашей школе по теории качества.

- Замечательно, благодаря младшему сыну школа получила еще одну новую технологию! А в чем заключается её суть? Где и как она используется?

- Разработка технологии «Биоэнергетика и синергетика» (БиС) началась около 20 лет назад. В 2010 году были окончены эксперименты, и я защитил диссертацию. Технология зарегистрирована как интеллектуальная собственность, имеет рекомендацию нашего министерства и авторитет в общеобразовательном пространстве Казахстана.

Нашим центром является столица Казахстана, город Астана, где по этой технологии работает большинство школ. Сейчас мы работаем над большим проектом внедрения системы качества в Северо-Казахстанской области (центр - г. Петропавловск). Малые и средние города представлены очень широко. У нас в проекте более 500 школ, и это пока только в рамках набора опыта по отработке управления качеством в образовательном пространстве разного масштаба школы, района, города, области с прицелом на страну.


Суть технологии БиС – это создание работающей системы для общеобразовательных школ, в которой учебно-воспитательный процесс должен быть максимально настроен на ученика на каждом уроке, по каждому предмету, в каждой школе. Это все делается по методологии ИСО-9001, где каждый шаг прописан, но все постоянно улучшается по требованиям потребителя.


Наш потребитель – дети. Если им нравится и это подтверждается нашими измерителями, то все идет правильно. При этом отрицательные факторы и случайности в УВП должны быть снижены до предела. Поэтому процесс прописан до мелочей, как на производстве. У нас нет слабых и отстающих. У нас есть растущие и способные. Нужно понимать, что каждый ребенок - это жизнь и судьба; мы так же, как и врачи, не имеем права на ошибку.

- Есть много очень разных откликов на эту технологию – хороших и разных. С чем это связано?

- Нас ругают и хвалят - это нормально. Все, кто понял, что их спросят за результаты их работы, сопротивляются и ругают нас, но мы поставили себе цель не бороться с критикой, а работать так, чтобы и они становились нашими сторонниками. Чаще всего получается, и тогда – это настоящая победа. На самом деле, за все время внедрения технологии с 1998 года не было ни одного директора школы, нашего партнера, который отзывался бы о нас негативно. Все прекрасно понимают, что технология не может работать за учителя. Добиться качественной работы большинства учителей школы может далеко не каждый директор. Отсюда и критика - как самозащита. Для справки: если повысить учителям оплату кратно, то результатов не будет. Старыми методами этого не сделать. Будущее за технологиями. Одна из них наша – технология БиС.

- Сопровождением которой, в частности, занимается «Научно-внедренческий центр «Образовательный технопарк»?

- Да, мы сопровождаем школы при внедрении системы. Это международная практика, а наша организация является независимым научным центром по разработке систем качества в образовании. Ни одно предприятие не может работать качественно без сопровождения независимой организации по качеству. Нет этого только в образовании. Независимый контроль и обеспечение качества образования — это его завтрашний день. Другая наша цель - создать мощное образовательное пространство, привлекая в него всех, кто готов улучшать образование. Это идея технопарка. Все объединены одной идеей, идет обмен опытом. Наши школы, к сожалению, - замкнутые на себе системы, а это, по теореме Геделя, - путь к вымиранию. Мы координируем и объединяем школы, это дает огромный эффект сообщающихся сосудов, гарантию выживания системы и, конечно, качество.

- Что сегодня Вас больше всего беспокоит в образовании?

- Самое главное и плохое сейчас в образовании – это его ликбезный характер. Мы до сих пор боремся с неграмотностью. Школа и вуз должны сопровождать ребенка и студента в его индивидуальном развитии, так как все равно способности, талант и одаренность являются ценностью как для ребенка, так и для общества. Знания важны, но они должны быть вторичными, первичным должен быть опыт применения знаний на практике по склонности учащихся в той или иной области. Это трудно сделать в обычной массовой школе, но именно это мы и делаем.

- Удачи Вам и Вашей команде первооткрывателей!


  

Для справки

ВАССЕРМАН ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ - кандидат педагогических наук, профессор, директор ТОО Научно-внедренческий центр «Образовательный технопарк», научный консультант Фонда образования Нурсултана Назарбаева, эксперт по качеству в образовании при правительстве Республики Казахстан, г. Алма-Ата, Республика Казахстан

Источник информации: Мавлида Сираева