24 июня 2016
О будущем татарстанских арт-журналистов

22 июня в Союзе журналистов Республики Татарстан открылась Международная научно-практическая конференция «Арт-журналистика в современном медиапространстве», посвящённая году кино в Российской Федерации. Организатором мероприятия выступила кафедра теории и практики электронных средств массовой информации Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.

«Арт-журналистика» - новое направление магистерской программы кафедры, стартовавшее в сентябре 2015 года, и интеллектуальный форум, собравший под своей эгидой маститых специалистов, молодых исследователей и магистрантов, стал площадкой обмена опытом и знаниями в области медиа и арт-критики.

Конференция открылось пленарным заседанием, участников которого в своём видеообращении от имени ректората Казанского федерального университета приветствовал первый проректор, профессор Рияз Минзарипов. В своей речи он выразил искреннюю заинтересованность по отношению к теме конференцию, подчеркнув, что она очень резонирует с духом и традициями старейшего вуза, который сам по себе является памятником истории и культуры. 

Прежде чем перейти к работе, присутствующие почтили минутой молчания павших в годы Великой Отечественной войны, так как начало конференции пришлось на День Памяти и скорби.

Первым модератор мероприятия, заведующая кафедрой ТП ЭСМИ, профессор Елена Дорощук, представила почетного гостя из Москвы, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника НИИ искусствоведения ВГИК Андрея Шемякина. Известный большинству в качестве автора программы «Документальная камера» на телеканале «Культура», перед участниками он выступил с докладом «Мультимедийная критика и перспективы визуального киноведения». Поделился своим богатым опытом создания на телевидении авторских программ о кино, обозначил важные вехи развития жанра подобных передач за прошедшие двадцать лет, рассказал о собственной системе преподавания такого предмета как «История кино» студентам.

Затем слово было предоставлено Председателю Союза журналистов Республики Татарстан Римме Ратниковой, прибывшей специально для приветствия участников конференции. В своем обращении она отметила ту особую роль и значимость, которую приобретает сегодня профессия журналиста, специализирующегося на культурологической проблематике, подчеркнув ее важность в свете насыщенной жизни Казани — города, с которым связан целый ряд «брендовых» имен и событий. Также глава профессионального журналистского сообщества республики пообещала всячески содействовать всевозможным практикам будущих татарстанских арт-журналистов.

Далее последовал доклад доктора культурологии из Москвы, профессора НИУ ВШЭ Анны Новиковой «От художественной критики к продюсированию: трансформация профессии». В своём сообщении она затронула такую острую и актуальную проблему, как процесс перехода офф-лайновых явлений в Интернет-пространство и поделилась интересным опытом создания и продвижения студенческих проектов на различных цифровых платформах. Тема имела живой отклик и породила целую серию вопросов, в частности о том, каковы перспективы монетизации подобных начинаний.

Доклад доцента КФУ, известной тележурналистки Татарстана Миляуши Айтугановой касался особенностей экранизации татарской литературы. Речь в нем шла о прошедших недавно в Татарстане съёмках телесериала «Белые цветы» по произведению Абдурахмана Абсалямова. В русле генеральной темы конференции это сообщение затронуло немало проблем местного кинопроцесса, таких, как дефицит сценаристов, актёрских кадров, проката и постпродакшна. Ключевое звучание в данном контексте приобрела проблема отсутствия в республике профессиональной оценки творчества местных кинематографистов.

Дружественный «мост» из Татарстана в Казахстан перекинуло выступление старшего преподавателя Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Валерии Недлиной «Арт-критика в интернет-пространстве». Преамбулой к сообщению на актуальную для конференции тему стала небольшая презентация издания об истории вуза и чтение письма-приветствия от имени его ректора Жании Аубакировой. Сам доклад презентовал историю создания специализированного издания Казахской консерватории «Новая музыкальная газета» и опыт его трансформации в интернет-версию.

О буднях телевизионного этно-проекта «Каравай» телеканала «Татарстан – Новый век» рассказала главный редактор его музыкальных и литературных программ Зульфия Асадуллина. В ее выступлении была затронута тема сохранения ценнейшего пласта фольклора народов Татарстана, где опять же проявилась значимость работы журналиста-исследователя, занимающегося поиском и запечатлением «уходящей натуры».

Завершило заседание выступление режиссера, продюсера, преподавателя Казанского института культуры Алексея Барыкина. Один из ведущих на сегодняшний день кинематографистов Татарстана, создатель фильмов «Заступница», «Сухая река», «Семейные хлопоты» и других, он коснулся такого сложного вопроса, как специфика освещения регионального кинематографа в местных СМИ. По его мнению, в стадии становления кинопроцесса в республике деятельность журналистов должна всячески способствовать раскрутке позитивного имиджа такого явления, как кино Татарстана. Только таким образом можно рассчитывать на интерес зрителя к региональному продукту и поддержку со стороны государства. Чрезмерная же и, порой, непрофессиональная критика молодого явления местного кинематографа способно только лишь усугубить ситуацию кризиса, в котором он находится.

В целом старт конференции оказался очень разнообразным. Обозначенные на нем тематические аспекты задали тон для не менее насыщенной программы следующих её мероприятий.

 

 

Источник информации: Айсылу Мирханова, магистрант I курса