24 июня 2016
Исследования ученых Елабужского института КФУ были представлены в Университете Альмерия (Испания)

Здесь прошла VII международная конференция по межкультурному образованию в Испании

Конференция «Образование, здравоохранение и ИКТ с межкультурной точки зрения» была проведена на базе университета Альмерии, Испания. В работе конференции принимали участие 250 ученых, из Великобритании, США, России, Испании, Италии, Турции, Венгрии, Франции, Чили, Бразилии, Египта, Чехии, Словакии, Португалии, Мексики, Эквадора, Тайланда, Нидерландов.

Целью данной конференции является создание открытого форума для обсуждения вопросов образования и здравоохранения, среди которых особое значение придается проблемам мигрантов. Широкая тематика конференции делает возможным участие представителей различных сфер наук: педагогики, социологии, медицины, психологии, антропологии, информационных технологий и др.

Преподаватели Елабужского института Казанского Федерального университета выступали на конференции в качестве докладчиков. Доклады ученых представлялись на английском языке.

Тарасова Айзиряк Наилевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английской филологии, говорила о проблемах аккультуризации и психологической адаптации иностранных студентов-первокурсников Елабужского института Казанского федерального университета. Данная тема является чрезвычайно актуальной для мировой науки, поскольку основной тенденцией современного высшего образования является межкультурное смешение и студенческий обмен. В последнее время возросло количество студентов, прибывающих в Россию, в том числе в Татарстан, с целью получения образования, знаний и опыта, что в результате сделало российский вуз мультикультурным. В первый год обучения иностранные студенты сталкиваются с проблемами, которые, впоследствии, становятся факторами развития в них акуультурационного стресса. Исследование вызвало научный интерес у наших иностранных коллег. Профессор Университета Майами Дина Бёрман призналась, что исследования, посвященные психологическому здоровью иностранных студентов, широко распространены в США. Дина и сама ведет научную работу в данном направлении ее доклад на пленарном заседании был посвящен процессу академической аккультуризации студентов-мигрантов (на примере студентов из Сомали).

Бариева Хэнэ Раилевна представила свой доклад «Феномен множественности культур в образовании: барьеры коммуникативной креативности иностранных и иногородних студентов при решении групповых задач» в рамках секции «художественное и межкультурное образование». Коммуникативная креативность как свойство личности формируется в условиях системного непрямого воздействия на личность студента через создание творческой микросреды его деятельности и общения. На сессии была представлены результаты исследования по диагностики коммуникативной креативности иностранных и иногородних студентов, обучающихся в ЕИ КФУ. Несмотря на одинаковые условия адаптации в вузе, связанные с изменением привычного уклада жизни в результате поступления в вуз и оторванности от предыдущего место проживания, выраженность барьеров речевого аспекта, барьера субъективного восприятия личности и инструментальных барьеров у иностранных студентов выше. После выступление состоялась дискуссия: в Испании вопрос интеграции иностранных студентов в образовательную среду вуза является актуальным. По данным всемирной организации Юнеско за 2010 год Испания занимает 11 место в мире по количеству иностранных студентов, в большинстве своём это студенты из Латинской Америки, особенно Перу и Колумбии. Присутствующим на сессии было интересно узнать какие методы и средства используются в учебных заведениях России для создания условий для поликультурного образования, с какими проблемами сталкиваются российские преподаватели вузов, осуществляя образовательную деятельность в межкультурной среде.

Халиуллина Лилия Ринатовна презентовала свою исследовательскую работу «Психолого-педагогические основы развития исследовательского мышления бакалавров». Сегодня подобный опыт исследовательской работы востребован во многих компаниях, работающих в области технологий, производства, анализа данных. Развитие пластичного, гибкого исследовательского мышления у выпускников вузов, является одним из основных компонентов, обеспечивающих легкую адаптацию и компетентность в своей профессиональной области. Умение нестандартно мыслить, делать неожиданные выводы, создавать новое качество взаимодействия с материальным миром могут быть полезны во многих областях деятельности в будущем. Одним из стратегических ориентиров в модернизации высшего образования является становление высококвалифицированных выпускников вузов, обладающих культурой мышления, как важнейшей предпосылки развития исследовательского мышления. После выступления Лилие Ринатовне были заданы уточняющие вопросы, зарубежные коллеги интересовались, какие компоненты включается в себя определение исследовательское мышление в русском языке, когда лучше начать развивать исследовательское мышление студентов, какие приемы развития исследовательского мышления в своей работе использует Лилия Ринатовны и насколько они эффективны.

Надо отметить, что участие наших ученых в одной из топовых конференций является частью выполнения проекта КФУ по повышению конкурентоспособности вуза и вхождению в «5 Топ-100», это требует повышения качества исследовательской деятельности ученых. В связи с этим специалисты Елабужского института КФУ ежегодно направляются для участия в статусных международных форумах, где приобретают ценный опыт взаимодействия с зарубежными вузами, взаимодействия со специалистами, работающих по направлению Education.

В ходе конференции состоявшейся в Испании наиболее значимыми и яркими для наших ученых стали выступления профессора Университета Ноттингема (Великобритания) Кристофера Дэя с докладом по теме «Жизнь учителя: проблема поддержания страсти к качеству» и профессора Университета  Майами (США) Дины Бёрман с докладом «Академическое вовлечение студентов-мигрантов».

«Общее впечатление от организации форума, безусловно, положительное. – делится впечатлением Лилия Халиуллина, - Интересным было разделение на секции не по принципу научной значимости (аспиранты, доктора), а по темам заявленных докладов. Программа была очень насыщенной. Работа осуществлялась в течение трех дней на 15 симпозиумах, 27 сессиях, а также были представлены стендовые доклады». В процессе работы конференции нашим ученым удалось познакомиться с ключевыми докладчиками. Некоторые из них были бы рады продолжить взаимодействие с нашим вузом.

Для справки: Университет Альмерии был основан 1993 году. На сегодняшний день там обучаются около 12000 студентов по 38 профилям подготовки. В составе университета действуют 3 колледжа (политехнический, трудовых отношений, медицинский) и 6 факультетов (экономики и бизнеса, естественных наук, образования, юриспруденции, гуманитарных наук, психологии).

Доклады, представленные на конференции, демонстрируют новые грани в современном образовании и показывают, что проблема образования сегодня является очень актуальной во всем мире. Участие в подобных конференциях в целом полезно тем, что ученые из разных стран имеют возможность обсудить вопросы с различных точек зрений, посмотреть на зарубежный опыт. А для молодых ученых – это возможность проявить себя, зарекомендовать свое имя и свое исследование на мировом уровне, что в дальнейшем поможет в формировании научной биографии и портфолио. 

Результаты исследований будут опубликованы в высокорейтинговом журнале (по данным SJR – 1,66) «Social and Behavioral Sciences», индексируемом международной базой цитирования SCOPUS.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ