25 мая 2016
Математика в политологии решает всё: призер конкурса научных работ КФУ Алсу Галиуллина рассказала о своей научной работе

Студенты кафедры политологии традиционно успешно выступают на конкурсе научных работ КФУ. 2016 год не стал исключением – Алсу Галиуллина, обучающаяся на четвертом курсе, заняла II место по социогуманитарному направлению. Столь высокое место стало результатом долгого и упорного труда. Мы решили задать несколько вопросов призеру конкурса и узнать подробности её только еще начинающейся научной карьеры.

Алсу, поздравляем вас с высоким II местом в конкурсе студенческих научных работ КФУ! Расскажите, пожалуйста, о теме вашей работы? Почему вы выбрали именно эту тему?

Тема моего исследования –  «Электоральная активность российских избирателей: причины роста и упадка». Выбор данной темы обусловлен тем, что электоральная активность отражает настроение населения и подтверждает или ставит под сомнение легитимность существующей власти. Одним из показателей уровня электоральной активности является явка избирателей на выборах. В своей работе я задалась следующим вопросом: «Что влияет на явку российских избирателей?» Основным кейсом были выбраны президентские выборы 2012 года.

Мы знаем, что ваша работа основывается на количественных методах. Какие статистические методы вы использовали в своём исследовании?

Прежде всего, следует отметить, что сегодня наука всё больше становится междисциплинарной. И здесь политология не стала исключением. Всё чаще политологи тестируют свои гипотезы, применяя именно статистические методы. В моей работе был проведен регрессионный анализ с использованием программы EViews 9 SV. Если в корреляционном анализе даётся симметричная оценка связи между переменными, то в регрессионном анализе оценивается влияние одной или нескольких переменных на одну зависимую. В моём исследовании зависимой переменной был процент проголосовавших избирателей в регионах России.

Какие гипотезы исследования подтвердились?

Подтвердилась гипотеза, что с увеличением доли лиц, проживающих в городах, явка избирателей в среднем снижается. Также подтвердилось, что с увеличением моноэтничности региона явка избирателей в среднем снижается. Место проживания и этничность – два определяющих предиктора зависимой переменной из всех выбранных. Это свидетельствует о том, что, во-первых, территориальные размежевания сохраняются на территории России. Во-вторых, анализ пусть не доказывает, но заставляет задуматься о методах мобилизации электората в сёлах и национальных республиках. Переменные возраста, пола, уровня образования и экономического положения оказались не значимыми в построенной математической модели, хотя определенные выводы из корреляционной связи были сделаны.

Осенний семестр четвертого курса вы провели в Университете Хельсинки по программе обмена. Что вам запомнилось там больше всего? Сильно ли преподавание политических наук в Университете Хельсинки отличается от наших учебных планов?

Запомнилось то, что очень не хватало времени, так как надо было ещё параллельно с учёбой на английском языке готовиться к сдаче IELTS. В чем отличия? Во-первых, студент сам выбирает себе предметы, которые хочет изучить. Так, например, я выбрала курсы по статистике. Во-вторых, много письменных работ, одним из видов которой является «Лекционный дневник», где ты записываешь основные положения прослушанного материала каждой лекции, рефлексируешь по этим темам, а в конце сдаешь его на проверку. Экзамены в основном также проходят в письменной форме.  По поводу различий в учебных планах не могу сказать точно, так как предметов на английском языке было не так много. Запомнились такие курсы как «Медиа в политике», «Политика и экономика ЕС», «Политическое мнение», и другие. Был также отдельный курс, посвященный ситуации на Украине. Хотелось бы выразить благодарность кафедре политологии и Департаменту внешних связей КФУ за возможность пройти стажировку!

Что бы вы пожелали первокурсникам-политологам?

Студентам-первокурсникам я бы пожелала любить то, чем занимаетесь, и много трудиться. Без этого никак. А также важно помнить, что университет, прежде всего, учит учиться. Без личной инициативы и заинтересованности в предмете не получиться стать хорошим специалистом… И ещё. Не бойтесь математики, она не кусается!

Желаю всем больших успехов!