15 мая 2016
Новое поколение творческих журналистов

Какие секреты профессии открыли подрастающей смене редактора крупнейших изданий республики.

Приоткрыть завесу редакционной кухни, пообщаться с главными редакторами ведущих журналов Татарстана и даже начать возрождение одного из ведущих молодежных изданий Казани – именно для этого 12 мая открылись двери АО «Татмедиа» для слушателей Школы молодого журналиста.

 

Графоманство не пройдет

 

Первая редакция, в которую заглянули школьники, – журнал «Идель», распространяющийся на территории всей республики. Его целевая аудитория, в основном, молодежь, заинтересованная в культурно-литературном развитии, а также общественно-политической сфере общества. Журнал издает материалы на русском и татарском языках. На его страницах можно найти произведения начинающих писателей, авторские иллюстрации к ним, а также интервью и проблемные статьи. Недавно издание открыло электронную подписку, что позволяет читателям узнавать последние новости издания с любых мобильных устройств.

Но, как признаются главные редактора журнала Радик Сабиров (татароязычный журнал) и Альбина Абсалямова (журнал на русском языке), несмотря на движение издания в ногу со временем, молодых и талантливых все равно не хватает. Абсалямова вспомнила, как начинала путь в журналистику, как подмечала все, вела блог и даже получила призовое место первого фестиваля «Золотое перо» в 1996 году, публикуясь в газете «Женщина». Но сегодня юные прозаики и поэты иногда оказываются неопытными графоманами, а в двери редакции стучатся люди преклонного возраста, вдруг решившие посвятить себя писательскому ремеслу. Поэтому и состав редакций маленький – по 3-4 человека на русскую и татарскую.

- Когда молодой автор приходит, ему всегда есть, куда расти, с таким автором интересно работать, у него огромный творческий потенциал, – объяснила Альбина Абсалямова. – А вот когда приходят с формулировкой «Я тут решил на пенсии начать писать стихи» зачастую ничего хорошего из этого не получается.

 

Праздник, который почти век с нами, или Талант должен быть голодным

 

Встреча с «Сабантуем» – известным детским журналом на татарском языке – началась с «бантика»:

- Вообще мы со многими редакциями работаем, – сказал куратор ШМЖ Роман Баканов, – а с «Сабантуем» особенно, – и вручил главному редактору издания Айдару Гимадиеву учебное пособие «Журналистика для начинающих», только что увидевшее свет на федеральном уровне.

Журнал публикует в основном детскую прозу и поэзию, игры, конкурсы и сканворды. Главный редактор издания подробно рассказал школьникам, как проходят совещания, как журналисты тщательно прорабатывают идеи и материалы друг друга. Тираж журнала – 3500 экземпляров, распространяется он по всей республике и по определенной части страны. Неделю назад был запущен сайт газеты.

- Как вы удерживаете юную целевую аудиторию? – прозвучал вопрос от Карины Хабибрахмановой.

- У каждого издания свои секреты, – ответил Айдар Гимадиев, – это не какое-либо сообщество литераторов, журналистов. В месяц нам приходит 300-400 писем от детей: они хотят поделиться своим творчеством. Мы должны в первую очередь ориентироваться на массовую аудиторию. Поэтому в статье должна быть основная мысль, идея, актуальная для каждого.

Этому изданию уже более 90 лет, и, по словам его главного редактора, у него всегда была своя преемственность. Сейчас редакция ведет несколько направлений сразу. Но главная «фишка» журнала – делать все оригинально: дизайн, различные иллюстрации, а также сканворды – журналисты все придумывают сами.

Напоследок Айдар Гимадиев посоветовал юнкорам не зацикливаться на темах и жанрах, писать свободно и больше читать, ведь это расширяет кругозор. А работать автору, как оказалось, лучше на голодный желудок – по мнению главреда, так лучше открываются новые краски и образы.

 

Калейдоскоп «казанской» ретроспективы

 

Редакция журнала «Казань», художественно-публицистического издания города, сразу погрузила аудиторию в атмосферу тысячелетней хроники нашего края. Политики в журнале минимум, так как заняться этим могут и другие издания, а редакции ближе к сердцу культура народа, его история. Издается журнал с 1993 года, со времен сложных, переломных. Журнал уже покорил Россию, Великобританию, его имя было упомянуто и в материалах BBC.

Редакция ценит молодых авторов. Важно писать не ради количества публикаций, а ради опыта.

- На первом и втором курсах приходят люди и говорят, что мне надо пройти практику здесь, но работать я буду все равно в какой-нибудь корпоративной службе», – рассказывает главный редактор журнала Юрий Балашов. – А другой говорит: «Мне не нужно ничего, кроме опыта». Кем бы вы ни были, в любом случае «полузнания», Интернет вам не помогут.

Еще сам Аграновский говорил, что главный секрет журналистского успеха в умении не писать, а увидеть тему, проблему и уметь поговорить с человеком так доверительно, чтобы он захотел тебе раскрыться. А записать информацию –дело техники. Только вымучивать и придумывать ничего не надо – можно и сфальшивить.

Также главный редактор поделился с юными журналистами творческими идеями, реализовать которые планируется в скором будущем. К примеру, серия репортажей о Шаляпине, об отце писателя Василия Аксенова и другими. Многих читателей впечатлял дизайн журнала:

- Мы пытались, так сказать, скрестить ужа и ежа, – объяснил главный редактор журнала. – Было много литературных журналов, но у нас публикуются художники, фотографы. По объему это один из самых больших иллюстрированных журналов. Можно посмотреть на одно явление с разных точек зрения.

- Ваша компания отличается от многих, – обратился к нам напоследок Балашов, – поэтому сожалею о том, что у нас мало времени для встречи. Мне просто интересно в ваши глаза посмотреть. Учитесь, пока есть время восполнить пробелы в знаниях.

 

Сеять разумное, доброе, вечное… и нескучно

 

Главный редактор журнала «Татарстан» Татьяна Вафина убеждена, что люди устали от негативной информации, поэтому журнал претерпел, как она сказала, «перепрошивку»: содержание издания теперь составляют исключительно яркие, острые, положительные материалы. Популярный журнал, определяющий себя как общественно-политический, обзавелся новыми рубриками, такими как, например, «География красоты», выполненной в форме фотосессии красивейших девушек республики. Новым направлением журнала стала food-журналистика. На импровизированную кухню редакции приглашаются известные в республике люди, у которых корреспонденты берут интервью во время приготовления блюд. Там побывали и оперная дива Альбина Шагимуратова, и министр здравоохранения РТ Адель Вафин.

- Мы показываем любую публичную личность с человеческой стороны. Получается душевно. Людям интереснее прочитать об этом человеке, об его деятельности в этой рубрике, чем прочитать его, к примеру, депутатский отчет о том, что выполнено и перевыполнено, – сказала Татьяна Вафина

В середине встречи разговор зашел о другом издании – «Starшеклассники». Это школьная молодежная газета, ранее выпускавшаяся на базе казанской школы №9. Обладавшая нестандартным дизайном, качественным содержанием и широким составом юнкоров из нескольких школ города, она получила признание читателей и многих экспертов, обрела титул лучшего школьного издания республики. Просуществовала она 4-5 лет, затем основной костяк журналистов «вырос» и «разбежался по университетам». В 2013 году вышел последний номер газеты.

У слушателей Школы сразу загорелись глаза, когда они получили в руки один из крайних номеров газеты. «Возрождать! Возрождать!» – понеслось со всех сторон.

- Было бы желание, – с надеждой ответили более опытные коллеги.

Есть ли желание, узнаем совсем скоро. Первая планерка нового номера «Старшеклассников» запланирована в ШМЖ уже на ближайший вторник (17 мая).

Источник информации: Алина ВАЛИЕВА, слушательница Школы молодого журналиста. Фото автора.