01 апреля 2016
Разрыв между образованием и профессиональными компетенциями, безусловно, существует

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин рассказал о разработке профессиональных стандартов, для чего они нужны государству и бизнесу, а также о том, почему без участия бизнеса выработать необходимые стандарты не получится.

Александр Николаевич, для начала, несколько общих слов о проблеме: в чем заключается роль профстандартов, для чего они требуются государству, вузам и работодателям?

Профессиональные стандарты – документы, устанавливающие требования к квалификации работника (знаниям, умениям, опыту работы, необходимым для выполнения определенных задач или профессиональных обязанностей), рассматриваются в настоящее время зарубежными и российскими экспертами как один из инструментов, позволяющих создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования, обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов и, в конечном счете, содействовать устойчивому развитию общества.

В период, который мы называем «годами реформ», вопросам поддержания в актуальном состоянии документов, регламентирующих требования к квалификациям работников, не уделялось должного внимания. Это привело не только к устареванию действующих квалификационных справочников, но и к распаду механизма их обновления. Поэтому в настоящее время важно не только создать систему профессиональных стандартов, представляющих актуальную характеристику профессиональных квалификаций, востребованных в экономике, но и сформировать устойчивые механизмы их актуализации и корректного внедрения в практику.

Профессиональные стандарты, разрабатываемые в России в настоящее время, создаются «не на пустом месте». Они являются приемниками традиционных квалификационных справочников (ЕТКС и КСД), но имеют несколько иную структуру и содержание, которое позволяет представить более полную и адекватную характеристику квалификации.

В сфере труда профессиональные стандарты важны для: формирования и поддержания высокого профессионального уровня рабочей силы, наиболее полно соответствующей потребностям производства и, следовательно, для обеспечения повышения производительности и конкурентоспособности; определения и формулирования потребностей в рабочей силе и профессиональной подготовке; эффективного, обоснованного подбора кадров и проведения «внутрифирменного» профессионального обучения; проведения оценки и аттестации квалификаций; развития мобильности рабочих кадров и др.

В сфере образования профессиональные стандарты используются при разработке программ профессиональной образования и подготовки, методов оценки и аккредитации всех видов профессионального обучения, соответствующих потребностям экономики; обеспечении сопряженности образовательных программ разного уровня и вида и усиления целостности всей системы профессиональной подготовки и, следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной быстро и адекватно отвечать на изменения в социально-экономической сфере.

Насколько работодатели, если говорить о коммерческих структурах, заинтересованы в существовании системы профстандартов?

Коммерческие структуры заинтересованы не столько в системе профстандартов, сколько в тех результатах, которые ожидаются от внедрения в практику данной системы. К таким результатам можно отнести, прежде всего, обеспечение более полного соответствия квалификаций работников требованиям производства (работодателей), что при соблюдении прочих условий, например, правильной организации производства, должно привести к увеличению производительности труда; снижению расходов на «профессиональную доводку» работников и, как следствие, повышение доходов бизнеса. Но бизнес не должен забывать, что без его участия в разработке профессиональных стандартов создать качественные документы, корректно отражающие требования к квалификации работников в том или ином виде профессиональной деятельности, невозможно. Здесь необходима совместная конструктивная работа всех заинтересованных сторон: государство-бизнес-профессиональные сообщества.

На ваш взгляд, в чем состоит роль государства при внедрении в практику профстандартов? Должно ли оно взять на себя функцию посредника между системой образования и требованиями (желаниями) работодателей?

Государство является одним из заинтересованных участников данного процесса (внедрения профессиональных стандартов), т.к. государство у нас и один из крупнейших «провайдеров» образовательных услуг, и один из крупнейших работодателей. Поскольку государство обладает значительными ресурсами по организации тех или иных процессов, то, как нам в РСПП представляется, оно должно помочь в формировании и внедрении в практику единых правил и регламентов, обеспечивающих применение профстандартов. Это касается и системы профессионального образования и обучения, и системы управления персоналом.

При трудоустройстве вчерашние выпускники вузов нередко слышат в свой адрес – «Забудьте все, чему вас учили в институте». Видите ли вы в этом серьезную проблему для работодателей? Свидетельствует ли это о качестве профобразования в стране?

«Борода» этого анекдота «скрывается за горизонтом»! Ровно это говорили многим выпускникам 60-х – 80-х лет прошлого столетия, но не всем. Как и сегодня, есть примеры высших учебных заведений, выпускники которых пользуются устойчивым высоким спросом на рынке труда не только у нас в стране, но и за рубежом. Но проблема соответствия квалификации выпускников организаций профессионального образования требованиям, предъявляемым к работникам в реальном секторе экономике, существует. Именно на преодоление (или хотя бы смягчение) данной проблемы направлена работа, которую РСПП совместно с партнерами ведет уже много лет. Начиная с 2014 г., в котором распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014 № 817-р РСПП был определен исполнителем работ по разработке профессиональных стандартов для работников внебюджетной сферы с использованием средств государственного бюджета, активность и результативность РСПП в данном направлении существенно возросла. Расширился и перечень направлений, в который входит не только разработка профессиональных стандартов для внебюджетной сферы, но и внедрение профессиональных стандартов посредством проведения независимой оценки квалификаций, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

В принципе, насколько сегодня велик разрыв между фундаментальным образованием и необходимыми профессиональными компетенциями и навыками, требуемыми работодателями?

Разрыв, безусловно, существует. Однако объективных методик его определения нет. Мы можем опираться только на косвенные данные и экспертные мнения. Надо понимать, что каким бы этот разрыв ни был, всегда надо стремиться его сократить. В этом процессе нельзя останавливаться. Важно сформировать механизмы, которые бы позволяли автономно, без подключения «ручного управления», настраивать систему подготовки кадров на требования, предъявляемые к работникам «на производстве». Именно эти задачи – формирование организационных, нормативных, методических и экспертных основ механизмов, обеспечивающих баланс спроса и предложения квалификаций - решает Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Национальный совет был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 как консультационный орган при Президенте РФ по вопросам «создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации». Основными задачами Национального совета как раз и являются создание условий и обеспечение баланса «квалификационного спроса и предложения» в российском обществе.

Насколько массово в настоящий момент российские компании применяют существующие профстандарты?

О массовом применении российскими компаниями профессиональных стандартов говорить пока рано. Давайте вернемся к этому вопросу через год, а лучше через два. Было бы большой ошибкой форсировать внедрение профессиональных стандартов в практику. В текущем году продолжится работа по обеспечению внедрения профессиональных стандартов в практику: в практику разработки программ профессионального образования, в практику профессионально-общественной аккредитации программ, в практику оценке квалификаций и др.

Поскольку от года к году растет вовлеченность компаний в разработку профессиональных стандартов, то логично ожидать и рост активности компаний по применению профессиональных стандартов. Национальный совет в рамках своих полномочий будет обеспечивать всемерную поддержку и работодателей и системы профессионального образования в вопросах внедрения профессиональных стандартов.

Какие отрасли экономики или, уже, профессии сегодня особо остро нуждаются в разработке профстандартов, с точки зрения работодателей?

Разработка профессиональных стандартов идет уже четвертый год. Так что все «острые» нужды уже удовлетворены. Но при формировании системы профессиональных стандартов важно обеспечить планомерность, системность работы. Чтобы «острые нужды» не возникали.

Можно ли утверждать, что все существующие сегодня профессии учтены при разработке или актуализации профстандартов или остаются пробелы? 

Основные профессии, конечно же, учтены. К 1 января 2016 г. было утверждено 803 профессиональных стандарта, охватывающих более тридцати отраслей/областей профессиональной деятельности. В планах на 2016 году стоит разработка еще около 150 стандартов.

Капистал страны

Источник информации: Капистал страны