11 марта 2016
Выставка архитектурных акварелей Р.С. Айдарова "Казань деревянная"

Деревянная архитектура в последнее десятилетие привлекает особое внимание общественности в связи со значительными утратами, происходящими  в процессе реконструкции исторического центра и возникающими в связи с этим проблемами сохранения  архитектурного наследия.   

Выставка  архитектурных акварелей   Равиля Сайяровича Айдарова посвящена  деревянным жилым домам,  деревянным общественным зданиям и сооружениям различного назначения.  Все они  относятся к эпохе капитализма - периода бурного  экономического и культурного развития Казани.

Деревянная  архитектура – уходящий слой городской  культуры, который  необходимо фиксировать и сохранять в исторической памяти.   В разных частях города, не исключая исторического центра,  существовали  улицы и кварталы с  массовой,  а также и с уникальной деревянной застройкой (Тельмана, Касаткина,  Бехтерева, Козмодемьянская,  Федосеевская, Подлужная, Гоголя, Достоевского,  Вишневского,  Калинина, Бутлерова, Чехова,  Волкова, Шмидта, Свердлова, Тихомирнова, Спартаковкая,  Тукаевская,  К. Насыри   и др ).   В настоящее время лишь отдельные деревянные жилые дома сохранились в окружении современных зданий.  Общественные деревянные здания почти совершенно не сохранились.  Наследие деревянного зодчества имеет важное значение для сохранения исторического облика современной Казани.    В последнее время  ведутся поиски методов  восстановления   деревянного зодчества. В последнее время  ведутся поиски методов  восстановления утраченного наследия деревянной городской архитектуры

Деревянная профессиональная  архитектура  второй половины Х1Х -  начала ХХ веков составляла 70 % застройки  губернской Казани и оказывала значительное влияние на формирование ее облика.    Несмотря на  возрастающие объемы   кирпичного строительства, дерево  оставалось основным строительным материалом. В дереве  возводились  жилые дома, садово-парковые павильоны, рестораны, трактиры, бани, больницы,  приходские церкви, мечети,  театр, цирк,  пристани, мосты,  а также крупные выставочные  павильоны на выставках 1890,1909 годов.  В контексте общероссийских процессов  стилевое развитие Казани   в рамках эклектики и модерна имело специфические черты, обусловленные   полиэтническим и поликонфессиональным  составом населения, а также  социально-экономическими явлениями, связанными с формированием татарской буржуазной нации, изменением структуры социального заказа.

Конкретные формы  своеобразия  архитектуры деревянных жилых домов проявлялись в  зонах локального расселения   русских и татар. Стилистическое решение  основывалось как  на  использовании  народных традициях, так и  на новейших стилевых тенденциях эклектики и модерна. Влияние местных  традиций нашло выражение в композиционном построении жилых домов,  мечетей,  садово-парковых и торговых павильонов, выставочных зданий.  В  деревянных конструкциях   происходили   поиски новых приемов формообразования,   национально-регионального стиля.   В новой  стилевой   концепции деревянных зданий было немало  конструктивных и композиционных находок, которые  опережали свое время.    Многие  из них:  усадебные и многоквартирные двухэтажные жилые дома, крупные многозальные общественные здания имели оригинальные архитектурно-художественные решения: сложные крыши, разнообразные по  конфигурации оконные проемы и переплеты, нарядные  крыльца,  эркеры, балконы, террасы, резной и плоскостной криволинейный декор.

Все это можно  видеть  на  замечательных  архитектурных акварелях Равиля Айдарова, в которых с большой достоверностью передана атмосфера старой  Казани,  отражены мельчайшие  подробности  архитектурной стилистики и декоративных  деталей зданий, представлявших  культурное и художественное богатство  Татарстана, которое  благодаря  творчеству Равиля Сайяровича   не кануло в вечность, а останется  в памяти    казанцев  и станет бесценным достоянием  для будущих поколений.      

Источник информации: Алина Асхадуллина