11 марта 2016
Дмитрий Таюрский: "Трансформация образования – сегодня один из приоритетов"

Сегодня в Казанском университете в рамках педагогического образования реализуется концепция четырех «Т». О ее сути нам рассказал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский.

«Образование – это достаточно сложный процесс, здесь значимую роль играют четыре компонента: обучающийся, педагог, система самого образования в целом и система педагогического образования, то есть система подготовки учителей. Когда в процессе становления Казанского федерального университета в его состав вошли два педагогических вуза, у нас возник достаточно большой блок педагогической подготовки, а также уникальная ситуация, когда в рамках классического университета мы могли бы попробовать реализовать несколько моделей организации педагогического образования», — рассказал Дмитрий Таюрский.

В целом, следует выделить следующие модели. Во-первых, классическая, когда в определенном вузе или на определенном факультете занимаются только подготовкой учителей. Примером может служить Елабужский институт КФУ. Во-вторых, в нашей alma mater реализуется система распределенной подготовки, когда педагоги по физике, химии и так далее учатся в профильных институтах, то есть в Институте физике, Химическом институте им. А.М. Бутлерова и других. И наконец, чтобы усилить именно педагогические аспекты подготовки, с прошлого года в Казанском университете начата реализация магистратуры интегративного типа по педагогическому направлению. Центром ответственности за магистерские программы по педагогике является Институт психологии и образования, все магистерские программы по педагогическому образованию сосредоточены именно там, весь блок инноваций в самом образовании, в организации образовательного процесса исследуется и преподается также именно там. Хотя специальные дисциплины, по соответствующим отраслям знаний преподаются в профильных институтах.

«Если говорить о концепции четырех «Т», то следует пояснить следующее: во-первых, у нас есть обучающийся, который сегодня «трансформируется», сильно отличается от того ученика, который был 10-15 лет назад. Данный ученик находится в совершенно ином информационном поле, у него иная этнокультура, поскольку он из-за большого потока мигрантов постоянно сталкивается с другими языками, культурами. Во-вторых, у нас есть «трансформирующееся» образование: за восемь-девять веков существования образования в процессе его организации ничего не изменилось, и даже сегодня мы сталкиваемся в лучшем случае с трансляцией знаний, а точнее информации; конкретные навыки не приобретаются. Так что необходимо искать другие формы организации обучения: поскольку в наши дни речь идет о компетентностном подходе, то есть необходимо понимать, как эти компетенции

формировать. Третье «Т» — трансформирующийся педагог: сегодня многие профессора учат так, как учили их, не учитывая, не исследуя происходящие в наши дни процессы. Подготовка способного отвечать на вызовы сегодняшнего дня педагога – это одна из основных задач. И наконец, четверное «Т» — трансформация самого педагогического образования: мы должны знать, как правильно подготовить креативных, современных учителей», — пояснил Дмитрий Таюрский

Решить задачу трансформации педагогического образования планируется за счет того, что в КФУ сложился уникальный комплекс всего спектра педагогического образования. Есть вариативные педагогические модели подготовки, есть собственные «производственные площадки» — IT-лицей и Лицей им. Н.И. Лобачевского, Детский университет. Кроме того, на базе Казанского университета осуществляется переподготовка учителей, вообще, наш вуз — центр переподготовки учителей для всего Поволжья. И наконец, у нас есть лаборатория Российской академии образования, где происходящие сегодня процессы изучаются с точки зрения педагогики.

Вообще, процесс реорганизации педагогического образования, а точнее четырех названных компонентов, называется квадратурой трансформации педагогического образования. Квадратура – давно известная задача о том, как построить круг по площади равновеликий квадрату, и она не решается тривиальными методами. Мы и назвали это квадратурой, поскольку соединить механически четыре компонента, которые необходимо трансформировать, просто невозможно.

«Сегодня один из приоритетов нашего правительства – трансформация школьного образования, а значит, и все наши действия соответствуют требованию времени», — выразил свою точку зрения Дмитрий Таюрский.

Источник информации: Анна Кирпичникова, пресс-служба КФУ