12 декабря 2012
Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия

6-7 декабря 2012 года на отделении искусств Института филологии и искусств состоялась Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия». Актуальность и социальная значимость темы вызвала интерес большого числа специалистов. В конференции приняли участие ученые ведущих российских вузов, представители стран СНГ (Казахстан, Украина) и дальнего зарубежья (Германия, Израиль, Испания, Китай, Новая Зеландия, Чехия, США). Общее число участников составило 210 человек.

В рамках конференции состоялись: пленарное и секционные заседания; круглый стол на тему «Современное художественное образование: проблемы и перспективы развития»; концерт «Мансур Музафаров в кругу современников» (К 110-летию со дня рождения); мастер-классы ведущих преподавателей отделения; экспозиция картин В.И. Сынкова «Недогоревшая свеча…»; выставки проектных работ по дизайну интерьера студентов и научно-методических работ преподавателей отделения искусств; студенческий конкурс на лучшее исполнение фортепианного произведения К.Дебюсси; совместная социально-культурная дискуссия участников конференции с сотрудниками Международного института антиквариата ASG.

Конференция открылась творческим прологом – выступлением лауреата Всероссийского конкурса, хора отделения искусства «Созвучие» под руководством доцента кафедры музыкального искусства Е.А. Дыгановой. С приветственным словом к участникам обратились заместитель директора по научной деятельности ИФИ КФУ, д.п.н., профессор И.Э. Ярмакеев и заведующая отделением искусств ИФИ КФУ, д.п.н., профессор З.М. Явгильдина.

На пленарном заседании выступили: вице-президент АН РТ академик Н.М. Валеев, академик, ректор Института культуры мира (ЮНЕСКО) Э.Р. Тагиров, зав. кафедрой художественного образования Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева доцент В.А.Варданян, доцент кафедры хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Ю.С. Карпов, зав. кафедрой дизайна и методики профессионального обучения ЧГПУ им.И.Я.Яковлева доцент Б.В. Самосонов.

Смысл выступлений докладчиков можно выразить триадой универсальных феноменов: искусство – межкультурное взаимодействие – толерантность. Ценность искусства заключается в его способности связывать людей в единое пространство поверх временных и языковых барьеров. Культурно-исторические исследования академика Н.М. Валеева доказывают, что Казань является старейшим центром художественного образования в России. Глубокие традиции межкультурного сотрудничества в сфере искусства и образования обусловили особый культурный климат Казани, для которого толерантность является нормой жизни. Толерантность как ценностная платформа взаимодействия в мультикультурном мире – объект исследования академика Э.Р. Тагирова. Коммуникации в культуре направлены в первую очередь на воспроизводство традиционных ценностей и актуализацию культурного дискурса. Интересен в этом отношении зарубежный опыт, которым поделилась преподаватель из КНР Чэнь Синсинь. Особая роль в этом процессе принадлежит педагогам художественного образования. В докладе доцента Ю.С. Карпова подчеркивается значимость педагога творческого вуза как культурного медиатора. Проблемы подготовки специалистов в области материальной культуры отражены в докладах доцентов В.А. Варданяна (г. Саранск) и Б.В. Самсонова (г. Чебоксары). Проблемы сохранения ремесел и культурных памятников и наполнение их новыми формами позволяют придать современное звучание историческому наследию регионов.

Работа конференции проходила в рамках 7 секций, объединяющих специалистов в области профессиональной подготовки и дополнительного образования. Обсуждение проходило по темам: «Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов искусства в аспекте межкультурного взаимодействия»; «Искусство народов Поволжья и других регионов в системе поликультурного художественного образования»; «Традиционные и инновационные технологии музыкального образования детей и подростков»; «Классические традиции и актуальные направления исполнительского искусства и педагогики»; «Коммуникативные технологии менеджмента и маркетинга в искусстве и художественном образовании»; «Перспективные направления и технологии профессиональной подготовки специалистов в области дизайна и художественных промыслов»; «Творческий стиль и национальные традиции в изобразительном искусстве прошлого и современности».

Первый день работы конференции завершил концерт «Мансур Музафаров в кругу современников», посвященный 110-летию со дня рождения композитора. В программе концерта прозвучали любимые слушателями песни и инструментальные сочинения М.Музафарова, а также произведения татарских композиторов 20-60-х годов прошлого столетия:  С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Н.Жиганова, З.Хабибуллина, А.Ключарева и других.

Ведущая лектория, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории искусств и МХК Д.Ф.Хайрутдинова в своих комментариях подчеркнула самобытность музыкального дарования Мансура Музафарова, открыла интересные детали в развитии музыкальной культуры Татарстана I половины XX века.

В концерте приняли участие лучшие творческие силы отделения искусств и приглашенные исполнители – народные артисты РТ М.Коварская, Э. Залялетдинов,  Л. Ахметова, заслуженный деятель искусств РТ М. Ахметов; лауреаты международных и всероссийских конкурсов Е.Коврикова, М. Катиркина, Р. Хурматуллина, Ф. Мухтаров, ансамбль танца «Казаным», а также вокальные ансамбли «Милли мәрҗәннәр» и «Казан кызлары». Большой отклик у зрителей вызвало выступление Казанского джаз-оркестра «Фантазия» под руководством заслуженного артиста РТ Ю. Когана. Коллектив исполнил малоизвестные обработки татарских пьес, выполненные выдающимся джазовым музыкантом О.Лундстремом.

Второй день конференции открыли мастер-классы преподавателей отделения искусств.

На мастер-классе доцента кафедры хореографического искусства Д.М. Гайнетдин на тему «Работа над художественным образом в татарском танце» со студентами 2 и 3 курса были выявлены характерные элементы национальной хореографической лексики, посредством которых была создана танцевальная миниатюра «Гости Казани», воплотившая самобытные народные образы. В завершение мастер-класса были исполнены фрагменты танцев «Шома бас» и парного лирического, точно раскрывающие взаимосвязь технического и художественного компонентов.

Мастер-класс «Методы развития музыкально-исполнительских навыков студентов на занятиях по дисциплине «Оркестровый класс», проведенный доцентом кафедры искусств народов Поволжья Л.Ф. Хабибулиной, раскрыл методические аспекты изучения оркестрового репертуара со студентами различного уровня исполнительской подготовки на примере произведения Е.Дербенко «Ритм времени».

В мастер-классе доцента кафедры изобразительного искусства и дизайна Р.Ф. Салахова по созданию мультипликационного мультфильма на основе произведения Г.Тукая «Шурале» в программе «Flash», проведенном совместно со студентом 3 курса Д. Садыковом, было продемонстрировано несколько технических приемов – покадровая анимация и анимация в технике «перекладка». Завершился мастер-класс показом серии мультфильмов «Сабантуй».

Доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна  Ф.Р. Валиуллин провел мастер-класс на тему «Создание конструктивного рисунка бытовых предметов», на котором студенты 1 курса осваивали графические навыки конструирования натюрморта в контексте развития пространственного и композиционного мышления.

Дистанционное обучение в рамках мастер-класса старшего преподавателя музыкального искусства С.В. Каркиной на тему «Внедрение электронных образовательных ресурсов в рамках учебного курса «Искусство слова в музыке» было показано как перспективное направление в контексте современных тенденций расширения мирового информационного пространства и совершенствования научных технологий.

В программу творческих мероприятий конференции вошел студенческий конкурс на лучшее исполнение фортепианного произведения К.Дебюсси, прошедший 7 декабря в Музыкальной гостиной. В исполнении студентов кафедры музыкального искусства прозвучали бессмертные творения великого французского композитора-импрессиониста.

Ценность данной конференции заключается в создании условий для неформального интеллектуального обмена, в котором проявилась ценностная общность всех участников – от магистрантов до профессоров. Личную заинтересованность в решении острых проблем духовной жизни общества проявили участники круглого стола «Современное художественное образование: проблемы и перспективы развития». Специфика отделения искусств ИФИ позволила объединить в конструктивном диалоге теоретиков и практиков в области культуры и искусства, исследователей и творцов.

Свою позицию по проблемам искусства и художественного образования участники отразили в резолюции конференции. Согласно основным положениям документа, необходимо обеспечить условия для экспериментальной проработки и внедрения инновационных подходов к подготовке специалистов в области художественного образования и искусства на базе ИФИ. Способом реализации этого является активизация межрегиональных и международных контактов институтов художественного образования и искусства, укрепление связей между учебными заведениями, творческими союзами и деятелями культуры и искусства.

Конференцию украсило посещение музея Международного института антиквариата ASG и совместная социально-культурная дискуссия участников конференции с его сотрудниками. Гостей восхитило уникальное собрание западноевропейской живописи, шпалер, мебели Института, на базе которого осуществляется учебная, творческая и научная деятельность студентов отделения искусств ИФИ.

Конференция подтвердила высокий уровень художественного образования ИФИ. Для его упрочения сегодня необходимы активные контакты с зарубежными коллегами, обмен публикациями, мастер-классами и другими формами творческого взаимодействия. Возникает уверенность, что наметившиеся в ходе конференции направления взаимодействия получат воплощение в совместных проектах.