12 февраля 2016
Зимний учебно-спортивный поход на выполнение значка "Турист России"

С 1 по 7 февраля члены турклуба "Семь румбов" КФУ совершили Зимний учебно-спортивный поход на выполнение значка "Турист России" по местам партизанской славы Подмосковья, посвященный 75-летию начала контрнаступления Советской Армии против немецко-фашистских войск в битве под Москвой 1941 года, 85-летию со дня принятия программы физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО) (1931 год), а также 120-летию со дня рождения маршалов Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Константина Константиновича Рокоссовского (1896 год), в связи с этим было поставлено много задач, которые мы с успехом выполнили.

Возглавили зимний поход автор этих строк - руководитель клуба "Семь румбов" - и гид-проводник международного класса, 1-й командир "Снежного десанта" Казанского государственного педагогического института 1971 года, мастер спорта России по туризму, заслуженный путешественник России, заслуженный работник физкультуры РТ И.В.Замалетдинов.

Маршрут экспедиции проходил от ст.Бородино – Бородинское поле – исток р.Москва - с.Петрищево – г.Москва.

Данный маршрут был выбран не случайно, т. к. именно на Бородинском поле расположены мемориалы двух отечественных войн. Здесь 26 августа 1812 г. русские войска под командованием М.И. Кутузова дали генеральное сражение наполеоновской армии. С 13 до 18 октября 1941 г. поле вновь стало местом сражения. Воины 32-й стрелковой дивизии полковника В.И. Полосухина преграждали путь к Москве немецко-фашистским захватчикам. На Бородинском поле немцы потеряли 117 танков, 226 автомашин, до 10 тысяч солдат. Бородино было освобождено 21 января 1942 г., немцы успели сжечь Музей Отечественной войны 1812 г. Ныне рядом с памятниками русским войнам 1812 г. установлены памятники на братских могилах советских воинов, сохранены противотанковые рвы, окопы, железобетонные доты 1941-1942 гг.

1 февраля мы выехали из Казани и 2 февраля рано утром прибыли в Москву. Там, сев на электричку до станции Бородино, мы отправились в свое путешествие по юго-западному направлению Московской области. Приехав на станцию, мы начали проверять снаряжение, ручную кладь перенесли на ледянки. Итак, мы отправились в путь тем же маршрутом, что и в прошлом году. Лыжи катились плохо, т.к. снег был липкий и он приставал к лыжне. Но все же, пройдя около 3 км, мы дошли до места своей первой ночевки. Каждому было поручено задание, одни ставили палатку, другие разводили костер и набирали чистый снег для растопки. Таким образом, в этот день студенты могли познать всю специфику зимнего похода: это выбор места ночевки, где были высохшие деревья и вода. В этот день студенты могли попробовать и полевую кухню: суп и чай из снега. В ночь с 2 на 3 февраля студентам пришлось пройти еще одно испытание - часовое дежурство в палатке по растопке печи.

3 февраля, проснувшись в 7 утра, ребята принялись снова за работу, принести снега, вымыть продукты, развести костер и т.д. Позавтракав, мы отправились в свой поход по Бородинскому полю. Первым делом мы отправились на Шевардинский редут - место расположения командного пункта Наполеона, посетили музей "Бородино в годы ВОВ", расположенный внутри Спасо-Бородинского монастыря, а также места, посвященные памяти защитников Бородинского поля в годы Великой Отечественной войны. После этого группа отправилась в Бородинский военно-исторический музей-заповедник "Бородинское поле". Далее наш путь был продолжен до д.Горки в командный пункт главнокомандующего М.И.Голенищева-Кутузова, там же мы посетили братскую могилу 1941 года. После мы отправились обратно на место ночевки. Бородинское поле является хранителем исторического подвига русского народа и местом огромных человеческих жертв. Это место необходимо помнить как символ непобедимости русского духа и как место трагедии показывающее всю горечь, боль, утрату, ужас войны, и служащее символом для сохранения мира во всем мире.

4 февраля мы проснулись в 6 часов утра, быстро собрались и, сев на электричку, до ст.Дровнино, познакомились с местным краеведом. От ст. Дровнино мы отправились к истоку реки Москва, расстояние составило порядка 15 км. Там мы обнаружили часовню, построенную в ознаменование 200-летия Московского водопровода у истока Москвы реки в честь Иконы Божьей Матери (Живоносный источник) по Благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, и освещенную 24 июня 2004 года. Посетив исток р.Москва, мы отправились в обратный путь, причем на обратном пути мы снова встретились с местным нашим краеведом, которая продолжила просвещать нас об экономической ситуации Московской области. Доехав до ст.Бородино, мы пересели на электричку до ст.Партизанская, там мы поставили лагерь и остались на ночевку.

5 февраля мы отправились в Мемориальный музей Зои Космодемьянской в с.Петрищево. Зоя Космодемьянская - это первая женщина, удостоенная звания Герой Советского союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Она стала символом героизма советских граждан в годы войны. Особенно благодарим Надежду Серафимовну за подробную экскурсию. Ее рассказ о юной 18-летней партизанке пробудил в студентах чувство гордости за наш российский народ. После мы отправились в обратный пусть на место ночевки. Там нас ждал горячий обед, приготовленный Ильдаром Валиулловичем и Шамилем Саидовичем, которые изъявили желание помочь нам в организации данного зимнего похода и передачи своего многолетнего опыта в туристских походах. К тому же, следует отметить, что нашим проводника 69 и 79 лет!

Вернувшись в Москву, мы поехали в центральный офис Русского географического общества, где Алексей Савицкий с радостью нас встретил и провел экскурсию по зданию и рассказал о современных проектах РГО.

6 февраля мы отправились на экскурсию в г. Москва. Наш маршрут включал посещение Ботанического сада МГУ, Музея Отечественной войны 1812 и 1941 года, музея Архитектуры Москвы и, конечно же, посещение Красной площади. Воодушевленные прохождением удивительного маршрута, 7 февраля мы вернулись домой в Казань.

Этот поход вряд ли мог состояться без финансовой поддержки Казанского федерального университета, а потому хотим выразить огромную благодарность ректору И.Р. Гафурову, проректору по социальной и воспитательной работе А.М. Межведилову и всему Департаменту по молодежной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания.

Всех, кто увлечен путешествиями и хочет к нам присоединиться, мы приглашаем в турклуб "Семь румбов". Собрания клуба проходят по средам в 16.00 по адресу ул. Левобулачная, 34, ауд. 37, группа ВКонтакте. По вопросам обращаться к Фархуллину Рустаму Шариповичу (тел. 89172426090).

Источник информации: Рустам Фархуллин, руководитель турклуба "7 румбов"