24 ноября 2012
Тяжело в учении, легко... на балу!

23 ноября в стенах Елабужского института КФУ состоялся бал в стиле XIX века, посвященный Дню рождения Казанского университета.

В светскую жизнь окунулись около сотни преподавателей, профессоров, студентов... Открыла бал изысканно одетая директор Елабужского института КФУ Елена Меерзон в сопровождении своего кавалера ‑студента факультета физической культуры Андрея Малыгина. Вслед за ними торжественно вышли и другие пары – галантные кавалеры в белых рубашках, галстуках и бабочках и прекрасные барышни в пышных платьях.

Для справки. 208 лет назад (5 ноября 1804 года по старому стилю, 17 ноября – по новому) император Александр I подписал Утвердительную Грамоту Казанского Императорского университета и его Устав. Впервые традиция празднования Дня университета возникла более 100 лет назад в начале XX века. Как правило, это были торжественные актовые дни с участием выдающихся ученых и воспитанников университета, сопровождаемые массовыми зрелищными мероприятиями.

Елабужский институт КФУ, как одно из структурных подразделений федерального вуза, продолжает эту славную традицию. Бал проходил в самой большой аудитории вуза – №43, во времена епархиального училища именно здесь был актовый зал. Акустика аудитории такова, что музыка, исполняемая струнным оркестром, разливается по всему залу. Эти стены помнят многие актовые мероприятия, в том числе и императорские балы (последний состоялся здесь в 1917 году). К ним тщательно готовились, волновались, чтобы продемонстрировать искусство общения и развлечения (сколько милых юных сердец волновалось здесь на своем первом балу!)

Для справки. Балы впервые возникли в 14 веке в Италии и служили для массового развлечения, в 16-17 веках они распространились во Франции, а до России дошли только во времена правления Петра I, в 18 веке. Вскоре бал стал своего рода социальным институтом, ведь своей чудесной музыкой и легкостью движений он стирает границы служебной иерархии: так, юный поручик, ловко танцующий и привлекающий внимание дам, мог почувствовать себя выше стареющего полковника.

Бал в России не был простым развлечением: балом отмечались государственные праздники, победы и триумфы, события личной жизни царствующих особ и календарного ритуала. Поэтому по указу Петра I бальный танец стал обязательным предметом в программе многих учебных заведений, в том числе и военных.

Возрождать традиции в стенах Елабужского института КФУ начали еще в прошлом году: бал в честь 113-летия учебного заведения и вхождения в состав федерального вуза был организован по инициативе заместителя директора по научной деятельности Анатолия Разживина. Он же придумал сценарий и выступил в роли конферансье на «Балу-2012». Анатолий Разживин рассказал не только об истории этикета классического бала, но и затронул замечательные страницы истории Казанского университета и Елабужского института, упомянув ученых и выдающихся выпускников, сыгравших роль в развитии учебных заведений.

Не были обделены вниманием и современники ‑те, кто сегодня отдает свой опыт, знания и жар души родному вузу. Десять преподавателей, сотрудников и работников вспомогательного персонала института были отмечены Почетными грамотами Казанского университета и награждены путевками в санаторий. Со своими подарками на бал пришли и гости: генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко, управляющий Елабужским отделением «Татфондбанка» Игорь Уткин и директор Елабужского филиала ОАО «Ак Барс банк» Алсу Гарипова. Подарки из их рук получили студенты-активисты: победители «Конкурса знатоков истории университета» (команда факультета русской филологии и журналистики), сборная Елабужского института КФУ по футболу(студенты факультета физической культуры) и победители Студенческой Лиги КВН (команда «Папарацци», факультет русской филологии и журналистики).

«Менуэт», «Знакомство», «Пузырьки в бокале», «Венский вальс»‑ эти бальные танцы предстояло освоить танцорам за две недели. На репетициях многие признавались, что «выучить все движения за столь короткий срок просто нереально», но на самом балу создалось впечатление, что танцуют настоящие профессионалы! Студенты и преподаватели умело, с легкостью и задором демонстрировали танцы позапрошлого века под живую классическую музыку.

А чтобы волнение и вовсе «бесследно исчезло», приглашенных на бал забавляли игрой на знание этикета классического бального танца и «языка веера». Завершился вечер произведением Исаака Дунаевского «Заздравная» в исполнении Анатолия Разживина. А кавалеры и барышни, расходясь по домам, как и полагается, вели вполне «светские беседы» и с удовольствием фотографировались в своих бальных нарядах…