20 ноября 2012
Открывая разнообразный город: о чем может рассказать метро?

15 ноября в рамках междисциплинарного семинара Центра культурных исследований постсоциализма прошла открытая лекция Оксаны Запорожец, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева НИУ ВШЭ.

«Открывая разнообразный город: о повседневном творчестве, разделенных городских пространствах и неожиданных способах использования метро»

Открытие Лондонской подземки в 1863 году стало стартовой точкой постепенного изменения жизни и пространства мегаполисов. Метро прочно вошло в жизнь жителей больших городов.

По словам Оксаны Запорожец, метро не только разгрузило пассажирский поток на городских улицах, но и стало «конвейером» городской жизни, который создает особый «концентрированный» город. Метро внесло значительный вклад в формирование городской культуры и правил коммуникации горожан, усиливая «вежливое невнимание», укрепляя разобщенность горожан знаковой опосредованностью коммуникации, способствуя формированию монотонного эмоционального ландшафта города.

В ходе выступления автор отметил, что, несмотря на активное использование метро горожанами (ежедневный пассажиропоток крупнейших метрополитенов мира сегодня составляет несколько миллионов человек), его превращение в символ мегаполиса, а также – одну из основных арен контроля в мобильном городе, метро крайне редко становится предметом исследования. Его анализ растворяется в более общих темах, например, изучении мобильности и мест транзита, иногда - публичных пространств, или  же дробится на множество отдельных аспектов (ориентация, безопасность, отдельные виды коммуникации). Особенно редко звучат вопросы – могут ли горожане использовать метро, отклоняясь от предписанных сценариев поведения в нем, в той или иной степени приспосабливать его к своим интересам, может ли метро быть не местом производства городского одиночества, но пространством более сложной коммуникации? Именно об этих вопросах Оксана предложила поразмышлять в ходе лекции.

Более тонкая настройка исследовательской оптики позволяет описать метро как пространство интенсивной телесной коммуникации, формирования особых телесных идиом и связанных с ними кодексов поведения, например, телесной вежливости или, напротив, телесной экспансии, констатировать превращение тела в своеобразный сенсор, позволяющий ориентироваться и координировать свои действия с многолюдными потоками «метрогорожан». Кроме того, метро определенно становится и пространством повседневного городского творчества, что особенно ощутимо в «молодых» метрополитенах (например, Казанском). Горожане используют пространство  метро, отклоняясь от предложенных сценариев, например, превращая его в места встреч и общения, творческих акций и многого другого. Горожане формируют особое «продленное» пространство метро на различных тематических сайтах, более подвижное и эмоционально насыщенное, чем «реальное» подземное пространство.

В итоге исследователь подчеркнул, что можно наблюдать разнообразие существующих сценариев использования метрополитена, которые изменяют и дополняют жестко структурированное городское пространство.