04 января 2016
Заседание Совета Российского Союза ректоров

В Москве состоялось заседание Совета Российского Союза ректоров. В нем приняли участие 100 ректоров ведущих вузов РФ во главе с президентом РСР, ректором МГУ им. М.В. Ломоносова Виктором Садовничим, а также министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

В Москве состоялось заседание Совета Российского Союза ректоров. В нем приняли участие 100 ректоров ведущих вузов РФ во главе с президентом РСР, ректором МГУ им. М.В. Ломоносова Виктором Садовничим, а также министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Одним из ключевых моментов встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве между Акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания», Общероссийской общественной организацией «Российский Союз ректоров» и Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации. По соглашению студенты всех вузов страны с сентября по июнь смогут ездить на поездах в купе со скидкой 25%.

На заседании обсудили планы деятельности РСР на 2016 год, вопросы совершенствования преподавания русского языка в школах и вузах РФ, патриотического воспитания и совершенствования воспитательной работы со студентами, повышения качества образования и академической мобильности студентов с помощью современных образовательных технологий.

Ректор СКФУ Алина Левитская выступила с речью о совершенствовании преподавания русского языка в школах и вузах Российской Федерации. Ректор отметила, что «уровень владения языком определяет успехи обучающихся в любой другой предметной области» и рассказала об опыте работы общеуниверситетской кафедры культуры русской речи, созданной в СКФУ два года назад. Сегодня на ней работают 43 преподавателя, среди которых 6 докторов и 33 кандидата наук. За два года кафедра разработала систему учебных дисциплин, обеспечивающих формирование и развитие компетенций культуры русской речи.

Каждый из модулей, пояснила Алина Афакоевна, включает лекционные курсы, но большая часть часов отводится на формирование культуры речи, в том числе и в сфере профессиональной коммуникации. Преподавание дисциплин выстроено в такой последовательности, чтобы с первых курсов бакалавриата и по первый курс магистратуры у студентов всех направлений подготовки компетенции, связанные с формированием культуры русской речи, получали непрерывное развитие, наращивание,совершенствование.

Еще один положительный опыт образования на Северном Кавказе, которым поделилась Алина Левитская, это модель поликультурной общеобразовательной школы с несколькими языками обучения (родным, русским, иностранным). Ректор выступила с предложением провести апробацию модели поликультурной школы в каждом из округов и рекомендовать этот опыт к широкому использованию в системе общего образования.

В своем докладе ректор СКФУ обратила внимание и на недостатки современных образовательных методик. Так, по мнению Алины Левитской, педагогические вузы не обеспечивают нужный уровень квалификации учителей русского языка и литературы для старшейшколы. В рамках 4-летнего педагогического бакалавриата, пояснила ректор, можно готовить или учителя языка (это один учебный план), или учителя литературы (это уже другой план). Несмотря на то, что современный образовательный стандарт позволяет объединить в рамках 5-летнего бакалавриата подготовку учителей-предметников по «русскому и родному языку» и учителей-предметников по «русской и родной литературе», таких учебных планов в вузах Северного Кавказа и большинстве пединститутов национальных субъектов пока нет.

В завершение своего выступления Алина Левитская отметила, что в характере российской государственности всегда было стремление вовлечь в государственное и культурное строительство лучшие умы из всех уголков России. А чтобы «лучших вовлечь», важно их вовремя разглядеть, пояснила ректор, и создать реальные условия для получения ими достойного образования и в школе, и в вузе,что абсолютно невозможно без овладения русским языком, без приобщения к великой русской культуре.   

Источник информации: Аккредитация в образовании, фото с сайта Союза российских ректоров