30 октября 2012
Глянцевые журналы: современные "монстры" медиарынка или атрибут успешного общества?

29 октября в рамках междисциплинарного семинара Центра культурных исследований постсоциализма прошла открытая лекция старшего научного сотрудника Финского центра российских и восточноевропейских исследований Александровского института, доктора социальных наук Юкки Пиетиляйнена на тему «Глянцевые журналы и ценности современного российского общества».

Для справки. Так называемые глянцевые журналы стали важной составляющей российского медиарынка, несмотря на то, что их появление было воспринято критически, прежде всего, со стороны националистически настроенных кругов, называвших их «глянцевыми монстрами».

По словам Юкки Пиетиляйнена, глянцевые журналы стали активно издаваться в нашей стране начиная с 1998 года. В России, в отличие от других стран, например, Финляндии, существует даже свой собственный сайт глянцевых журналов, на котором представлено около 150 изданий. Популярность их исследователь объясняет тем, что данный вид журнала наилучшим образом соответствовал в начале века общим нарастающим трендам потребления, рыночной экономики и удовлетворял спрос на образец успешной жизни в новых условиях. Так, основными темами глянцевого журнала являются темы здоровья, красоты, отношений и карьеры.

В ходе лекции ученый отметил, что российские глянцевые журналы, в том числе «Космополитен», продвигают в общем сегменте СМИ мягкую форму феминизма. Однако в европейских странах, наоборот, феминистские движения критикуют глянцевые журналы за продвижение патриархальных идей. Ученый объясняет такие различия в отношении к «глянцу» тем, что на общем фоне патриархального уклада в России, глянцевый журнал предлагает женщинам идеи личного выбора и успешности.

Исследователь также отметил, что популярность «глянца» снизилась в последнее время в столице, однако осталась постоянной в регионах. Юкка Пиетиляйнен рассказал о том, что читатели «глянца» отличаются от читателей других изданий. Например, читатели «Космополитена» больше включены в культурную жизнь и культурное потребление. Большая часть читателей проживает в городе, хотя и в сельской местности «глянец» популярен.

В итоге ученый подвел слушателей к следующему вопросу: формирует ли журнал ценности читателей? Или определенный тип читателей выбирает «глянец», и поэтому в исследованиях прослеживается такая разница между читателями газет и «глянца». Данный вопрос исследователь предполагает изучить в своих будущих проектах.

Источник информации: Центр культурных исследований постсоциализма, фото А. Галимуллиной, Пресс-центр