30 октября 2012
Братья Васильевы: "Сделаем Казань третьей анимационной столицей!"

 

Мультипликация, как один из видов творчества, давно получила широкое распространение в больших городах. В Казани же анимационная культура начала развиваться сравнительно недавно благодаря молодым аниматорам братьям Васильевым, которые поставили себе цель сделать наш город третьей анимационной столицей – после Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Жадность как двигатель анимации

 

Максим и Роман Васильевы – братья-близнецы, и любимое их развлечение – это обманывать окружающих, что между ними нет никаких родственных связей. Действительно, ребята очень отличаются друг от друга, как своей внешностью, так и особенностями характера. Но не увлечениями - с 16 лет братья безоговорочно влюблены в анимацию, и сегодня с помощью своих мастер-классов они приводят в это дело все новых и новых людей.

 

Корр.: Ребята, как вы пришли к анимации?

Максим: От скуки. В 2007 году мы проводили лето на даче и снимали фильм. Решили сделать для него заставку – ускоренное небо. После, приобретя опыт, мы узнали, что эта техника в анимации называется «таймлапс». А тогда же нам просто не хватало кассеты для съемок и нам приходилось включать-выключать камеру каждые 30 секунд, чтобы небо получалось сразу в движении

Роман: На самом деле всему виной жадность. Потому что можно было потратить одну кассету на одно видео, а мы решили снять на одну кассету двадцать видео.

Корр.: А откуда появилась эта мысль – включать камеру именно раз в 30 секунд?

Максим: Чего только не изобретешь, когда хочешь сэкономить.

Роман: Тем более, что на этом все только начиналось. Потом мы решили, что в кадре можно что-то передвигать, и так изобрели анимацию.

Максим: Да! Мы изобрели анимацию!!! J Мы и в правду сначала думали, что одни такие догадались снимать мультфильмы из предметов, а не рисованные. Потом посмотрели мультфильмы Гарри Бардина, советского аниматора, который снимал в технике стоп-моушен и поняли, что это все очень распространено и это не мы придумали…

Роман: Нет, ну мы догадывались, что это все существует, что есть такие мультфильмы. Просто как это делается, мы открывали заново. Мы изобретали велосипед, потратили два месяца изучения этого методом тыка, хотя могли бы за час прочитать в интернете, как это все делается сейчас.

Корр.: Узнав про других аниматоров, вы начали совершенствовать технику на основе их работ?

Роман: Нет, мы решили пренебречь информацией и опытом других аниматоров, и продолжили работать самостоятельно.

Корр.: Какими были ваши первые работы?

Роман: Самые первые работы летом 2007 это шесть мультфильмов, одно из них – таймлапс неба, другие – моменты жизни предметов. Все это было достаточно просто: что-то во что-то превращалось, что-то складывались. На второе лето мы задумали более сложную технику - рисование на стекле. Так получился фильм «Метаморфозы».

 

Преподавание без образования

 

Около четырех лет Максим и Роман интенсивно занимались созданием мультфильмов, работали в известных казанских анимационных студиях и даже попытались создать свою. Но вскоре поняли, что создание мультфильмов – лишь единичное средство самовыражения, и в большей мере они могут проявить себя, занимаясь педагогикой и организаторской деятельностью. Сегодня братья – создатели и бессменные руководители факультета мультипликации крупнейшего в России центра обучения творческим профессиям «ВТР». Кроме того, ребята организовывают различные мастер-классы по городам России (Казань, Москва, Санкт-Петербург). Стоит отметить, что у них самих нет профессионального образования в этой отрасли.

 

Корр.: Можно ли учить других, когда у самих нет образования по профилю?

Роман: Да запросто!

Максим: Это все стереотипы о профессиональных педагогах. Главное – не умение анимировать, а мастерство педагога. Чтобы преподавать анимацию, я не должен быть сам мастерским аниматором, я должен уметь научить анимации.

Корр.: А ваши ученики знают, что вы – самоучки?

Роман: Да, конечно, ученики знают и нормально к этому относятся. Многие, когда смотрят работы, даже удивляются нашим результатам при отсутствии профессионального обучения.

Максим: На самом деле профессиональное образование вообще не нужно. Главное – мотивация и желание доделать свой проект до конца, сделать его хорошим, качественным. Желание, чтобы твой проект понравился.

Корр.: А как же культовые аниматоры? Ведь у них у всех есть мультипликационное образование?

Максим: Да, практически у всех. У советских в основном это ВГИК на режиссера кино, а потом одно-двухлетние курсы мультипликаторов.

Роман: В России действительно нет аниматоров без образования. Те, кто прославились в этой области, имеют фундаментальное образование и у них, скорее всего, какие-то известные учителя. Это особенность российской школы анимации: знания передаются поколениями, поэтому русская школа анимации считается одной из лучших и известных школ в мире.

Максим: В то же время за рубежом есть много людей, которые прославились, просто делая какие-то клипы. Яркий пример – аниматор под псевдонимом PES, работающий в стиле стоп-моушен. Он делает мультфильмы буквально из ничего – из мусора, из подручных средств. Я не слышал, чтобы у него было какое-то фундаментальное аниматорское образование, но в то же время он очень известен. Так интернет позволяет людям без образования, но с какими-то креативными идеями, создавать ролики и быть известным большой аудитории.

Корр.: А где в России вообще учат анимации?

Роман: Студия «Шар», ВГИК, СПбГУКиТ, Scream School, курсы студий «Петербург» и «Пилот». Как видишь, сосредоточение только в Москве и Петербурге.

Корр.: Кто-нибудь из ваших учеников достиг успехов в анимации?

Максим: Есть ученики, которые зарабатывали на анимации после прохождения первого же курса. Был случай, когда потенциальный заказчик случайно зашел в группу Вконтакте, где ребята выложили свои работы. Там он выбрал себе аниматора для своего проекта. После этого заказа, тот парень твердо решил связать жизнь с мультипликацией.

Корр.: Для чего вы занимаетесь преподаванием? Получается, что вы сознательно плодите себе конкурентов.

Максим: Не важно, что они становятся нашими конкурентами. Мультипликация еще не такая ниша, в которой все занято. Это хорошо, когда появляются  новые мультипликаторы, все больше людей этим захватываются, и, соответственно, больше заказывают. Заметьте, даже по телевидению стало больше реклам с анимацией. Просто это не достигло такого масштаба, как в Европе и США, и поэтому у нас пока невозможно переполнения. Даже элементарные маленькие заказы на свадьбы делать некому. Это лишь толчок, чтобы у людей появилось желание и идеи.

Роман: К тому же, мы с Максимом отбросили мысль стать знаменитыми мультипликаторами. Сегодня для нас важно не прославится, как аниматоры, а просто делать что-то интересное. Например, стать продюсерами какого-то мультфильма.

 

Кто технарь, а кто гуманитарий

 

Любой, даже самый маленький проект братья выполняют вместе. Рассказывают: да, ругаемся, но зато кто поймет тебя лучше, чем брат-близнец? Да и работать вместе эффективно, можно поручать работу друг другу и быть уверенным в таком исполнении, будто сделал сам. Кроме того, хорошо иметь такого близкого партнера по бизнесу: у вас общие цели, общие амбиции и даже общие кумиры.

 

Корр.: Кто ваш кумир в анимации?

Максим: Конечно же, Юрий Норштейн! (автор мультфильмов «Ежик в тумане» и  «Сказка сказок» - корр.). Он поражает своей дотошностью и перфекционизмом. Берет тем, что каждый кадр его мультфильма несет какой-то смысл. У него не бывает классической ситуации, когда после выхода фильма критики вдруг находят смыслы, которые, может быть, художник не вкладывал. У Норштейна десятый уровень смысла, он его сам придумал, создал и вложил в свой мультфильм.

Роман: Мы, кстати, встречались с Норштейном в его студии. Приехали за его книгами и автографом, а в итоге разговорились с ним на тему походов – мы с Максимом возвращались с поездки и были с огромными рюкзаками. Разговорили его настолько, что он показал нам свой анимационный стол. Он его редко кому показывает. Видимо мы ему понравились – аниматоры, туристы, да еще и близнецы.

Корр.: Кстати, по поводу вашего родства. Каково это – работать с братом-близнецом?

Максим: С братом работать хорошо: можно наорать на него, а он не обижается.

Роман: Ну-ну. Удобно работать тем, что мы друг друга дополняем. Если Максим обычно говорит: «Аааа, я придумал проект, делаем, делаем!!», то я говорю: «Нет, давай подумаем, составим план». А Максим опять: «Ааа, нет, давай делать, давай делать». В этом проявление наших характеров. На мне – долгосрочные планы и действия, которые дают результат когда-нибудь потом, а на Максиме - задачи, которые дают результат непосредственно сейчас.

Максим: Да, и в нашем тандеме я – гуманитарий. Анонсики там в контакте пишу, с людьми общаюсь. А этот – технарь, все таблицы составляет, списки, считает что-то... Я у него в панике спрашиваю: «Аааа, сколько у нас зарегистрировшихся, сколько оплативших, какая у нас смета». А он спокойненько отвечает. Как он так считает? Откуда он это все знает? Я просто достаю деньги из кармана и плачу туда-сюда, а он считает…

Корр.: А цели на будущее у вас одинаковые? И какие они?

Роман: Да, цели одинаковые. Кстати, какие у тебя цели?

Максим: Конкретно аниматором я быть не хочу: это очень интересно поначалу, но потом хочется чего-то большего. Я свою задачу вижу в том, чтобы популяризировать анимацию в России, создать в Казани сообщество людей, которые увлечены ей. Задача минимум – сделать Казань третьей анимационной столицей. У нас даже фестиваля своего нет. В прошлом году появился, в этом году пропал.

Роман: Планы на ближайшее время – с помощью мастер-классов сплотить вокруг себя много творческих людей. Чтобы нас узнавали по бренду «Братья Васильевы», и знали, что мы делаем качественные мероприятия. Ближайший мастер-класс будет в рамках фестиваля «Зиланткон»: мы научим участников делать мультфильмы из пластилина. Это все не так сложно, как кажется: простейший ролик можно снять за 4-5 часов. Вот и на «Зилантконе» каждый участник уйдет со своим готовым мультфильмом. Конечно же, это не тот уровень, чтобы потом сразу брать заказы и зарабатывать на анимации, но достаточно весомый первый шаг.

 



Источник информации: Беседовала Ольга Вольшинец Фото: Наталия Бочкова