16 декабря 2015
Эксперты КФУ: "Если хотите справиться с агрессией, играйте в куклы"

Проблема контроля над проявлениями агрессивности всегда была и остается одной из важнейших. В отличие от животных, агрессивность которых регулируется инстинктом, люди способны к осознанно жестокому поведению.

По данным доклада, подготовленного Институтом социологии РАН, за последние годы подростки стали чаще употреблять алкоголь, проявлять агрессивность, совершать преступления. Опросы «трудных» и обычных подростков-старшеклассников, их родителей и учителей в нескольких городах России выявили, что среди школьников 10-11 классов почти половина (48 процентов) имеет опыт участия в драках (то же самое указали в своих ответах 21 процент 7-9-классников, то есть каждый пятый подросток). Что такое вандализм, могут сказать с полным знанием дела и на личном опыте 43 процента старшеклассников и каждый десятый человек с «неоконченным средним». Каждый пятый старшеклассник совершал мелкие кражи из магазинов. И еще очень говорящие цифры: 14 процентов старших школьников и 2 процента 7-9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека», 2 процента старшеклассников и 5 процентов 7-9-классников признались социологам, что совершали кражу кошелька или сумочки, угоняли чужой велосипед или скутер, что-то похитили из чужого автомобиля.

Ведущий специалист Центра психологической помощи образовательного процесса Елабужского института КФУ, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Талышева предлагает необычный, но набирающий популярность способ борьбы со стрессом и агрессивностью – куклотерапию.

Куклотерапия ‑ это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, а также диагностирования внутренних проблем человека.  В ходе тренинга по куклотерапии разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей конфликтной ситуацией.

В Центре психологической помощи уже прошло несколько занятий, в которых приняли участие студенты факультета психологии и педагогики и инженерно-технологического факультета. «Занятия проходят в группах числом не больше 15 человек», ‑ рассказывает Ирина Анатольевна.‑ Студенты ответственно подходят к выбору куклы, играя с ней, студент проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Кукла должна ассоциироваться с самим молодым человеком. Применение куклотерапии, в первую очередь, позволит в игровой ситуации выявить и скорректировать конкретные психологические проблемы человека».

Выделяются три этапа куклотерапии:

Первый этап работы начинается с установления контакта.Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие в процессе выбора куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов студента, проблем, которые его волнуют.

Следующий этап ‑ изготовление куклы. Для молодого человека имеет значение и ее размер, и цвет лица, и материалы. Кроме того, во время изготовления куклы развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение. В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу.

Третий этап ‑ заключительная беседа, вопросы к участнику занятия, непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации с использованием изготовленной куклы, подведение итогов.

Таким образом, кукла в руках пациента становится «ширмой», за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психолога отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам.

По мнению Ирины Талышевой, молодежь не должно смущать, что игра в куклы считается детским занятием. «Нас с самого детства учат режиссировать те или иные ситуации, дети через игру показывают свое отношение к действительности. Так и в более взрослом возрасте: мы стремимся управлять или опекать, контролировать и представлять себя в различных ситуациях. Так почему бы не учиться этому на куклах?», ‑ считает Ирина Анатольевна.

Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ