11 декабря 2015
КФУ продолжает удивлять инновационными разработками

10 декабря  в ГТРК «Корстон» состоялось награждение победителей XI республиканского конкурса "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" и Программы инновационных проектов "Идея-1000", учрежденного Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан, Академиий наук Республики Татарстан и Министерством образования и науки Республики Татарстан.

В этом году от КФУ было подано рекордное количество заявок – 112. Для сравнения в 2014 году от вуза было зафиксировано 86 заявок. Наибольшее количество заявок в этом году от сотрудников университета поступило в номинации «Старт инноваций» и «Инновации в образовании».

Победителями конкурса в различных номинациях стали, как опытные профессора университета, так и молодые ученые, только вступающие на путь развития инноваций. Среди направлений исследований, завоевавших награды, биотехнологии и медицинские технологии, машино- и приборостроение, перспективные материалы и наносистемы.

Так, аспирант Института фундаментальной медицины и биологии Лейсан Залялютдинова направила свои усилия на разработку антибиотиков нового поколения, не вызывающих резистентность.


«Свои исследования я проводила, изучая активные вещества, выделяемые плесневыми грибами, распространенными на почвах Республики Татарстан, - пептаиболы, - пояснила Залялютдинова. - Проводимые опыты показали, что препарат, в основе которого будут находиться эти вещества, будет, в частности, эффективен в борьбе против рака предстательной железы у мужчин. Кроме того, доказаны антибактериальные свойства упомянутых веществ в отношении одного из подвидов кишечной палочки - Escherichia coli. Возможна и разработка препарата на основе пептаиболов для лечения фузариоза у сельскохозяйственных животных».


В свою очередь младший научный сотрудник НИЛ «Полимерные композиты» Ляйсан Амирова посвятила свое время разработке новых катализаторов для получения полимерных композиционных материалов: «Перечень областей промышленности, в которых могут применяться новые катализаторы, очень широк: строительство, автомобиле- и самолетостроение, создание медицинской техники. Отмечу, что отечественных аналогов разработки пока не существует. А зарубежные аналоги новые катализаторы превосходят по своим теплофизическим свойствам и длительности хранения готовых образцов».

Не отстают от казанских ученых и их коллеги из Набережночелнинского филиала КФУ. Так, профессор кафедры «Материалы, технологии и качество» Владимир Астащенко тоже направил свои усилия на исследования в рамках курса страны на импортозамещение.

«Реалии сегодняшнего времени показывают, что сырьевые ресурсы не обеспечивают решение всех проблем экономики. Для того, чтобы решать экономические задачи страны, нужно выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию. В частности, в области промышленности необходимо производить высокоточные заготовки для деталей машин и приборов, которые бы по своим размерам и конфигурации напоминали форму конечной детали, - отметил Астащенко. - Наше изобретение решает эту проблему за счет термической обработки. Мы придаем металлу такие свойства, чтобы его можно было деформировать в холодном состоянии».

По словам ученого, при проведении термической обработки, придающей металлу максимальные пластические свойства, удалось получить высокоточные заготовки, в частности, для мелкомодульных зубчатых деталей. В результате коэффициент использования металла повысился на 30-40%, были существенно снижены энергозатраты на изготовление деталей, а также их себестоимость. Кроме того, в три-четыре раза повысилась прочность готовых изделий.

Не меньшее внимание сотрудниками КФУ было уделено и инновационному процессу в образовательной деятельности. Советник ректора КФУ, руководитель Департамента довузовского, общего и педагогического образования Людмила Нугуманова представила на конкурс модель «Планирование карьеры», апробированную на практике в течение 10 лет в инновационной образовательной среде «школа-вуз».

«Генеральной идеей модели является понимание того, что профессиональная карьера индивидуальна для каждого человека и то, что карьеру можно и нужно начинать конструировать со школьных лет, - пояснила Людмила Николаевна. - Модель  реализуется на основе проектно-целевого подхода. Четыре основных блока наполнены практико-ориентированными проектами.  Каждый проект имеет свое целевое значение и является частью алгоритма управления процессом перехода от профильной самоактуализации ребенка к его самореализации в профессиональной  деятельности, а в дальнейшем, к участию в  инновационном развитии  реального сектора экономики».

По словам Людмилы Нугумановой, система условий для самораскрытия школьниками своих способностей представлена мероприятиями, участие в которых продвигает школьника  с уровня самопознания к уровню самоосознавания своих возможностей в плане карьерного развития. Примерами таких мероприятий служат тематические экскурсии в институты КФУ, трудоустройство школьников  во время каникул, а также участие в волонтерском движении, способствующее формированию полипрофессиональных компетентностей. Кроме того, весьма полезным занятием в плане формирования будущих полипрофессионалов является конкурсное движение.

В результате реализации модели был накоплен богатый педагогический опыт, который уже сегодня обобщен в формате мобильной цифровой лаборатории профессиональной ориентации. В лаборатории представлены методические рекомендации, содержащие ответы на вопрос, что и как могут делать руководители школ, учителя и педагоги-психологи, чтобы дети  на этапе общего образования научились осознавать свое профессиональное призвание и приступить к планированию своей  будущей профессиональной карьеры с учетом своих интересов и возможностей в контексте потребностей интенсивно развивающейся экономики страны.     

Источник информации: Алина Искандерова, пресс-служба КФУ