16 ноября 2015
Трагедия или политика: почему СМИ столь по-разному интерпретируют события?

Начиная с конца октября, мир то и дело содрогается под влиянием информации о трагических событиях, приходящей с разных концов света. Минувшая пятница стала своего рода прозрением для международного и, в частности, европейского сообщества – "Исламское государство" больше не является угрозой для избранных. Возникает закономерный вопрос – почему осознание, что война пришла ко всем, появилось лишь после серии терактов в Париже? И чем вызвана бросающаяся в глаза разница в подаче зарубежными СМИ информации о трагедиях последних дней, которая возмутила умы многих: критика в адрес правительств России и Египта в случае с крушением авиалайнера, констатация факта после взрывов в Ливане и всеобщий траур по погибшим гражданам Франции? Об этом мы поговорили с заведующей кафедрой журналистики, признанным экспертом в области этики журналистики Светланой Шайхитдиновой.

По мнению Светланы Каимовны, такое положение дел обусловлено тем, что в каждом отдельном случае внимание журналистов привлекали разные аспекты. "Теракты в Париже были восприняты, в первую очередь, как трагедия, поскольку ни у кого не возникало сомнений в том, что произошло. Противоположная ситуация сложилась в случае с крушением аэробуса А321. Черные ящики не расшифрованы до конца и по сей день, следовательно, нет достоверных данных о том, что стало причиной авиакатастрофы, – пояснила Светлана Шайхитдинова. – В связи с этим журналисты обращались  не к эмоциям, вызванным этим событием, а к его политической подоплеке". 


Эксперт также подчеркнула, что нет повода оценивать в этом случае действия СМИ, делая привязку к национальной принадлежности погибших.

Не менее бурную реакцию общественности, как известно, вызвала позиция редакции Charlie Hebdo. Изначально сотрудники нашумевшего французского издания во всеуслышание заявляли, что теракты в Париже, несмотря на территориальную близость происшествия, также станут поводом для создания серии карикатур, Однако сегодня в свет вышел своеобразный "манифест парижанина" – серия рисунков, сопровождающаяся слоганами, воспевающими жизнь, Париж и презрение к смерти. Важно отметить, что их тональность кардинальным образом отличается от всего, что Charlie Hebdo изображал ранее. Редакция даже обратилась к читателям с благодарностью и оптимистическим призывом: «Друзья со всего мира, спасибо вам за #PrayForParis, но нам не нужно больше религии! Наша вера — музыка! Поцелуи! Жизнь! Шампанское и радость! #ParisIsAboutLife».

 

В сети ходят разговоры о том, что причиной отказа от первоначальных планов стало давление правительства и общества. Однако Светлана Шайхитдинова считает, что влияние на редакцию оказано не было. "В то время, когда была опубликована карикатура на пророка Мохаммеда, позиция еженедельника связывалась некоторыми обозревателями с французской сатирой, которая не щадит никого и ничего, и является традиционной чертой французского общества. В этом же случае, очевидно, сотрудники редакции, идентифицируя себя с французским народом, с его болью по отношению к случившемуся, сочли, что смех будет неуместным. Жаль, что это человеческое чувство отказывало им в других ситуациях, как и чувство меры", -добавила заведующая кафедрой журналистики.

Вопросы этического характера возникали в последние две недели не только к представителям СМИ, но и к пользователям социальных сетей. Так, к примеру, ими широко стала использоваться последняя в жизни фотография маленькой Дарины, погибшей при крушении российского авиалайнера.  Кто-то пририсовывал девочке крылья ангела, кто-то осуждал родителей, за то, что повезли малышку в жаркие страны чересчур рано, а кто-то и вовсе предложил заработать на горе – печатать сувенирную продукцию с упомянутым изображением. По словам Светланы Каимовны, категория этичности-неэтичности, которая используется по отношению к СМИ, к содержанию социальных сетей неприменимо, поскольку смыслы в них формируются по иным правилам. а, следовательно, можно лишь осудить их действия в разговорах и не более.

"Когда мы говорим о журналистской практике, мы изначально предполагаем, что имеем дело со зрелыми людьми, людьми, которым поручено формировать наше медиа-поле. По отношению к социальным сетям мы таких требований выдвигать не можем. Интернет-пространство напоминает зачастую базарную площадь, деятельность которой регулируется исключительно законодательно-правовыми актами, – подчеркнула Шайхитдинова. – Люди могут показывать совершенно разный уровень культуры, который, увы, часто оказывается ниже среднего. Важно, чтобы журналисты, используя в своих материалах данные из социальных сетей, должны понимать, что на этом пространстве есть место и гиперболизации реальности, и провокациям, и прочим подобным явлениям".


Сегодня мы поговорили с экспертом, но нам хотелось бы узнать и ваше мнение по поднятому вопросу, уважаемые читатели. Давайте вместе порассуждаем о причинах складывающейся ситуации. Свои мысли излагайте в комментариях.

Подробности на портале КФУ. 

 

 

Источник информации: Алина Искандерова, пресс-служба КФУ