16 ноября 2015
Научная конференция "Ислам по-советски"

            Научная конференция «Ислам по-советски» проходила в рамках 5 Казанского научного форума «Ислам в мультикультурном мире», организованного Институтом истории, международных отношений и востоковедения Казанского федерального университета. В программе было заявлено 26 докладов, охватывавших различные аспекты истории российских мусульман в советский, досоветский и постсоветский период, а также ключевые проблемы изучения ислама в СССР и постсоветских государствах. Организаторы изначально поставили перед собой задачу обсудить феномен сохранения и трансформации исламских религиозных и социальных практик в советском атеистическом государстве в широком историческом контексте, в том числе рассматривая как исторические предпосылки формирования такого исламского религиозного уклада, который смог сохраниться в условиях  атеистического прессинга советской эпохи («российская модель государственно-исламского взаимодействия»), так и последствия советизации ислама в России и соседних странах.

            Р.А. Набиев отметил тот факт, что умеренность и «серединность» (по выражению автора) российского ислама, ставшая доминирующей формой ответа российского мусульманства на вызовы глобализма и секуляризации во многом вытекает из опыта сосуществования верующих и государства в советскую эпоху. Этот тезис был проиллюстрирован в ходе доклада ссылками на богатый опыт самого докладчика, много лет работавшего в организациях, регулировавших государственно-конфессиональные отношения.

            Доклады И.Л. Алексеева и Т.В. Котюковой были посвящены методам и подходам, которые применялись советскими учеными в изучении ислама как историко-культурного и религиозного феномена. В ходе обсуждения поставленных докладчиками вопросов было показано, что подходы, практиковавшиеся в столичных академических центрах и национальных «мусульманских» республиках существенно отличались. Так, концепция «арабо-мусульманской культуры», подчеркивавшая роль ислама в формировании международной высокой культуры средневекового Халифата, совершенно свободно использовалась в работах московских и ленинградских ученых уже начиная с 1960-х гг, в то время как, например, в республиках Средней Азии почти до самого конца советской эпохи на официальном уровне сохранялась негативная оценка, связывающая исламизацию этого региона с экспансией «арабских захватчиков», в то время как культурные достижения объяснялись освободительной борьбой народов региона, направленной против арабов и ислама.

            Интересный историко-биографический портрет одного из крупнейших исламских деятелей советской эпохи муфтия Габдрахмана Расулева был представлен М.Н. Фархшатовым. П.И. Тахнаева в своем докладе проследила динамику исторической памяти в культе святых мест в советском и постсоветском Дагестане. Докладчик высказала важное наблюдение, что в локальных религиозных практиках в этой республике наблюдается феномен «вторичной архаизации», возрождения или изобретения вновь синкретических обрядов почитания захоронений святых (аулийа), муридов имама Шамиля, героев газавата, которые отсутствовали в досоветский и советский период. Л.В. Сагитова представила новые результаты своего многолетнего исследования мусульманской общины села Средняя Елюзань Пензенской области, на основе которых ею была раскрыта сложная палитра взаимодействия светскости, атеизма и ислама в крупнейшем татарском селе России.

            Особый интерес участников вызвал доклад Г.Я. Гузельбаевой, в котором была предпринята попытка анализа динамики религиозности трех поколений постсоветских мусульман, их отношения и к вере и исполнению религиозных практик. В докладе на основе статистических выкладок и анализа конкретных кейсов было показано многообразие форм проявления и интенсивности репрезентации личной и коллективной религиозности в среде современной татарской молодежи.

                 В целом, участники конференции сошлись во мнении, что в советский период, при всем трагизме отношений государства и религии в эту эпоху, мусульманам России и  сопредельных страна удалось сохранить наиболее жизнеспособные религиозные и социальные институты, унаследованные ими от имперского периода российской истории. Трансформация и дальнейшее развитие одних их этих институтов и разрушение других в постсоветский период обусловила нынешний облик российского мусульманства и во многом еще будет определять логику его дальнейшего развития.