15 ноября 2015
Везёт тем, кто везёт честно

В серый дождливый день 12 ноября 2015 года студенты первого курса отделения журналистики КФУ вместе с куратором Дмитрием Валерьевичем Тумановым и преподавателем журналистского мастерства Иваном Игоревичем Бандеровым ездили смотреть на работу Казанского таможенного поста. Поехали, чтоб в реальных условиях научиться собирать информацию для наших журналистских материалов.

Вообще-то, если уж говорить начистоту, то не всего таможенного поста, а только одного из трёх отделов таможенного оформления и таможенного контроля, но зато под номером один. Он расположен на территории логистического терминала «Биек Тау» в деревне Макаровка Высокогорского района. Численность его сотрудников невелика – всего двенадцать человек. И что интересно – работают они по двенадцать часов в сутки. Как нам объяснили, такой режим установлен для удобства участников внешнеэкономической деятельности. Ведь внутренняя таможня, к которым относится и Казанский таможенный пост, предназначена для того, чтобы бесперебойно снабжать прилавки качественной импортной продукцией. Машины с товарами теперь не стоят в длинных очередях на границе, а приезжают на такие пункты внутри страны, чтобы здесь в кратчайшие сроки растаможить ввозимый из-за границы товар. Логистический терминал «Биек Тау» расположен на федеральной трассе М7, по которой идёт поток грузов в Поволжье, Урал и Сибирь и может обрабатывать до 9, 5 миллионов тонн грузов в год. Говорят, это идеальная точка для входа товаров из Китая и их распределения по Приволжскому федеральному округу.

Возле терминала нашу группу встретил начальник Казанского таможенного поста подполковник таможенной службы Сергей Владимирович Рябцев. Поднявшись вместе с ним на самый верхний этаж, мы оказались, образно говоря, в «святая святых» таможенной службы. Здесь, в просторном зале для пресс-конференций, нас в общих чертах познакомили с работой таможенника.

За часовую лекцию Сергей Владимирович едва сумел рассказать очень малую толику того, что должен знать работник таможни при применении таможенной процедуры таможенного транзита, при проведении фактического контроля (осмотр, досмотр и т.д.) и при осуществлении таможенных операций связанных с выпуском товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Объём требуемых знаний поражает: чуть ли не наизусть надо помнить тысячи разнообразных маркировок, кодов продуктов, приказов правительства и тому подобного, – ведь на сверку со справочником особо-то и времени нет, ибо декларации для допуска товаров нужно заполнять как можно быстрее, не забывая при этом о внимательной проверке и самих грузов, и сопровождающих их документов. Основные требования к таможенному контролю – это результативность, адекватность, технологичность, оперативность и правомерность.

Сейчас таможенникам помогают разнообразные новейшие приспособления, начиная с современных металлодетекторов, способных определить даже состав изделия, заканчивая огромными дозиметрами, сканирующими сразу целые фуры на наличие радиоактивных веществ. Нам предложили попробовать ряд приборов в действии, и ребята, конечно же, не отказались. Цепочки, кулончики, колечки сканировались под присмотром специалистов и получали точное описание содержащихся в них золота или серебра.

Удивительно, на что рассчитывают злоумышленники, пытающиеся обмануть так хорошо «упакованную» службу? А ведь есть такие. Нам показали колпачки для машин с логотипами крутейших иномарок, произведённых где-то в полуподпольных цехах Китая, рассказали об автомобиле «Mercedes-Benz» 1998 года, выдаваемом владельцами за недавнюю продукцию польских машиностроителей, чтобы повысить экологический класс его безопасности, познакомили с авторучкой, «заряженной» потайной видеокамерой.

А потом проводили в склад временного хранения, где хранятся грузы до завершения особо длительных процедур оформления документов. Огромный зал оказался почти пустым: наша группа увидела там только небольшую партию аккумуляторов да какое-то письмо, в котором пересылалось не то лекарство, не то запрещённый в России препарат, – это и предстояло выяснить таможенникам. Как нам объяснили, пустующий зал – совершенно нормальное явление, так как обычно товары достаточно быстро проходят все требуемые проверки, не покидая борт грузовика, чтобы как можно скорее отправиться к месту назначения. Хотя, признаюсь, в пустом огромном зале было несколько неуютно: площадь склада составляет восемьсот квадратных метров, а высота потолков аж четырнадцать метров, что позволяет размещать здесь грузы любого размера.

– Для нас нет нечестных людей, – пояснил Рябцев. – Если, конечно, люди сами не докажут нам обратное. Мы стараемся помочь, а не создать преграду для ввоза товара…

 В общем и целом, это была занятная экскурсия. Полезная и для приобретения новых знаний, и для расширения общего кругозора, и для получения неких базовых понятий о далекой от нас профессии, и как практикум для нашей творческой работы. Ведь всё-таки мы – журналисты, а значит должны знать всё обо всём, хотя бы немного.

Источник информации: Александр Лонкин, студент 1 курса отделения журналистики. Фото: Дмитрия Туманова.