13 ноября 2015
Геральдист: "Сегодняшняя эмблема КФУ легко читаема и понятна всем"

Всегда интересно открывать для себя что-то новое. Поэтому и беседа с человеком, связавшим для меня понятия "геральдика" и "Казанский университет" показалась очень занимательной. Геральдика, являющаяся уже много лет увлечением Григория Моисеевича Бушканца – председателя Татарстанского регионального отделения Союза геральдистов России – сегодня чрезвычайно актуальна: она соответствует потребностям общества.

 

 - Григорий Моисеевич, вы член Геральдического совета при Президенте Республики Татарстан, коллекционер, гербовед, геральдист. Но, насколько мне известно, по образованию вы математик, выпускник ВМК Казанского государственного университета. С чего начался Ваш интерес к геральдике?

- Началось все в детстве, с коллекционирования значков с гербами городов. Это увлечение сохранилось до сих пор. Только расширилось за счет интереса к геральдике как к науке. И сейчас для меня это не просто хобби, а уже практически профессиональное занятие.

- Какой первый герб или флаг вы разработали? Интересно, где Вы  черпаете идеи при их разработке?

 - При подобных вопросах я всегда привожу аналогию с живописью. Есть художники, которые пишут картины, а есть искусствоведы, которые их изучают и анализируют. Так вот я себя позиционирую как искусствоведа в геральдике.

Я участвовал в разработке нескольких гербов районов Республики Татарстан. Но поскольку совершенно не умею рисовать (увы!), то моя роль при разработке гербов сводится к предложению каких-то идей, анализу предложенных проектов и отстаиванию лучших, на мой взгляд, вариантов при их утверждении.

Герб Свияжского СП Зеленодольского района РТ, утверждённый 16 октября 2009 г.

В период зарождения (Европа 12 века)  геральдика была сферой интересов лишь привилегированного класса. То есть как раз того слоя общества, который мог читать и писать. А вот фотографии, ксероксов и факсов в то время не было. Поэтому передаваться («копироваться») гербы можно было только путём их словесного описания – блазонирования. Именно поэтому и до сих пор первичным считается словесное описание герба – блазон. Хотя жизнь, конечно, вносит свои поправки. И сегодня в геральдической среде идут активные дискуссии о понятии «эталонное изображение герба». Сторонники классической геральдики его всячески критикуют. Однако при регистрации любого герба любой организацией  (хоть государственной, хоть общественной), они всегда требуют рисунок герба, который реально и становится его эталонным изображением, т.к. сегодняшние технические средства позволяют его размножать и распространять без каких-либо искажений.

А идеи при разработке гербов территориальных образований (в разработке других участвовать не приходилось) всегда черпаются из их истории, названия, имен известных личностей, с ними связанных, особенностей животного и растительного мира, расположенных рядом географических объектах, эксклюзивных занятий местных жителей. Всего того, что можно узнать из краеведческой литературы и в местных музеях.

 

- Григорий Моисеевич, а что Вы можете "прочитать", глядя символику одного из старейших вузов России - Казанского университета?

- Здесь, видимо, начать нужно с того, чтобы определить, о каком символе мы говорим? О том, под которым КГУ праздновал свое 200-летие?

 

Тот, который позднее был несколько

скорректирован в связи с изменением названия и статуса университета?

 

 

 

Либо о том, который сегодня, 12 ноября, был представлен на Ученом совете как логотип университета?

Первый, как мне кажется, подчеркивает, прежде всего, давнюю историю университета. Последний - в большей степени делает акцент на его размещение в Казани.

 

- А почему собственного герба не было у Казанского Императорского университета?

- А вот это для меня тоже загадка. Могу только предположить, что практической необходимости в этом не было, так как на печати Университета, видимо, был императорский герб. А Император Александр I к геральдике, по всей видимости, был равнодушен. Что-то я не помню каких-либо значимых геральдических событий в период его правления. Поэтому, возможно, и в Уставе КИУ ничего не сказано про его герб или эмблему.

 

- Отражает ли существующий герб специфику нашего вуза?

 - А вот из этого вопроса, прежде всего, нужно убрать слово «герб». Герба у университета никогда не было. А те символические изображения, о которых мы говорим, я бы назвал, скорее всего, эмблемами.

Попробую объяснить.

Каноническое определение герба звучит примерно следующим образом: «Герб – это символическое изображение, размещенное в геральдическом щите, выполненное по определенным правилам и утвержденное верховной властью».

Приведенные Вами эмблемы КГУ и КФУ-2011 соответствуют только одной составляющей этого определения – символическое изображение. Эмблема же КФУ-2015 в большей степени соответствует определению герба, но тоже далеко не полностью. В частности, и в этой эмблеме есть серьезные нарушения геральдических правил.

А теперь про «специфику вуза». На мой взгляд, специфика любого университета как вуза состоит как раз в отсутствии какой бы то ни было специфики в плане направления обучения. Специфика университета может состоять в месте его расположения, его истории, каких-то национальных особенностях. Такого рода специфика как раз и отражена в обеих университетских эмблемах.

Я бы, кстати, не стал эти эмблемы называть и логотипами, т.к. логотип, на мой взгляд, это все-таки некое словесное (или буквенное) стилизованное изображением. А в эмблемах университета мы имеем другие изобразительные решения.

 

- И каков на Ваш взгляд  логотип университета? Не перегружен ли он элементами?

- Я вообще сторонник лаконичных эмблем (и гербов в частности). Считаю, что необходимо стремиться к тому, чтобы найти какой-то один образ, который стал бы изобразительным именем человека, территории, предприятия. В нашем случае университета. Думаю, что Зилант, несущий факел, вполне удовлетворяет этому критерию.

 

- Что обозначают изображенные на гербе элементы? Почему бы не добавить свиток – символ просвещения и цветок – символ процветания.

 - Добавить можно много всего. И свиток, и книгу, и перо, и формулу с физического корпуса университета, и интеграл, и перфокарту… Но тогда пришлось бы добавлять по символу, отражающему специфику каждого из университетских институтов.

Думаю, каждую из этих эмблем стоит оставить соответствующему институту. И, может быть, включить в эмблему каждого института как элемент эмблему университета в целом. Например, в так называемой вольной части щита, как, начиная со второй половины XIX века, в гербах уездных городов размещали герб губернии. Во всяком случае, об этом стоит подумать.

Подытоживая, скажу, что сегодняшняя эмблема КФУ-2015 легко читаема. Зилант, определяющий место возникновения и сегодняшнего расположения университета, несущий факел знаний. Все ясно, кратко и понятно.

 

- А Зилант ли это вообще? Некоторые считают, что казанский дракон – это московская карикатура на татар. А, может быть, это дракон, которого поражает Св. Георгий?

 - На эмблеме КФУ-2015, безусловно, Зилант, хотя и несколько стилизованный, но в пределах разумного. А что касается отождествления Зиланта с драконом, которого поражает копьем Св. Георгий с герба Москвы, то эти разговоры начались в бурную эпоху начала 90-х годов XX века. С тех пор эти идеи были многократно опровергнуты как абсолютно надуманные и не имеющие под собой никаких исторических и культурологических оснований. В том числе, и на проходившей в январе 2005 года в Казани научно-практической конференции с участием Государственного герольдмейстера  Российской Федерации Г.В.Вилинбахова.

 

 - Российская геральдика ведет свои корни от западноевропейской.  Прослеживается ли в логотипе КФУ связь с европейскими университетами?

- Я не считаю, что нужно хоть сколько-то ориентироваться в этом деле на опыт западных университетов. Да, российская геральдика ведет свои корни от западноевропейской, но сегодня она активно впитывает традиции самых разных символических систем территорий и народов России. В гербах районов Татарстана присутствуют и булгарская тамга (Заинский район), и узорные ичиги (Муслюмовский район), и лев Арслан, несущий древко с семью полотенцами как символ Сабантуя (Тукаевский район). Ничего этого нет, и не может быть в западноевропейских гербах. А в наших – пожалуйста, размещение данных символов вполне уместно и органично. Национальные символические системы также очень активно используются в гербах территорий Республики Марий Эл, Бурятии, Якутии (Саха) и др.

 

- А могут ли на одном гербе могут уживаться несколько элементов разных эпох?

- В соответствии с канонами геральдики в гербе не могут в качестве символов присутствовать современные  объекты быта, науки и техники (появившиеся в течение последнего века). Однако символы разных исторических эпох вполне могут уживаться.

Например, в гербе Заинского района (на картинке) вполне гармонично уживаются древнебулгарская тамга и свиток с пером, которые исторически могут быть отнесены к периоду XVIII-XIX веков.

А солнечные лучи символизируют развитый энергетический комплекс района, то есть - нашу современность.

 

 

- А сколько человек способны создать герб? Ведь его мало нарисовать – гораздо важнее его правильно описать.

 В России наберется десятка полтора-два, если считать только тех, кто может создать правильный герб.

А технология в целом простая. Разработчик герба должен получить от армигера (лица (организации), которое хочет создать свой герб) заполненный, как сейчас принято говорить, опросный лист, в котором рекомендуется максимально полно рассказать о себе, своем прошлом и настоящем. Лучше, если они пообщаются и лично, но это бывает далеко не всегда. Армигер может сам указать какие-то символы, которые он хочет видеть в своем гербе. А дальше начинается творческая работа художника-геральдиста.

Далеко не всегда первый же вариант герба принимается армигером. И только после того, как рисунок герба принят им, делается геральдическое описание герба и формулируется обоснование его символики.

Если речь идет об официальном гербе (например, гербе города или муниципального района), то сегодня он должен пройти геральдическую экспертизу в Геральдическом  совет при президенте РФ (а в Татарстане еще и экспертизу республиканского Геральдического совета), после чего вносится в Государственный геральдический регистр (и геральдический реестр Республики Татарстан).

- Геральдика неотделима от истории, она её часть. Поэтому геральдист, по меньшей мере, должен понимать исторический контекст, быть профессионалом своего дела. Подозреваю, что геральдистов высокого уровня в России и во всем мире немного. Для примера, сколько специалистов-геральдистов в РТ?

- Думаю, пальцев рук хватит, чтобы их пересчитать. А может быть и пальцев одной руки.

Хотя в геральдике, как и в любой науке, есть различные направления, специалисты которых могут и не знать друг друга. Есть геральдика государственная, территориальная, корпоративная, личная. Есть геральдика западноевропейская, восточная, российская… Меня в наибольшей степени интересует территориальная геральдика в географических границах бывшего СССР. Ну и вся остальная чуть-чуть.

А что касается общей ситуации. Думаю, что до начала XX века количество геральдистов в России было вряд ли больше, чем сейчас в Татарстане. В советское время геральдика стала оживать со второй половины 60-х годов XX в. Примерно в то же время, наверное, и стали появляться в Казани люди, интересующиеся геральдикой. Прежде всего, это были коллекционеры значков с геральдической символикой.

За постсоветское время геральдика заметно вошла в нашу повседневную жизнь. Для констатации этого достаточно просто погулять по улицам российских городов, особенно во время праздников. Благодаря деятельности Геральдического совета при Президенте РФ и региональных Геральдических комиссий (или советов), которые проводят экспертизу новых гербов и флагов, эти символы стали геральдически грамотными, соответствующими законам и традициям этой науки.

Нельзя не отметить, что в последнее десятилетие очень активно идет и процесс взаимодействия государственных и региональных официальных органов, работающих в геральдической сфере, с рядом общественных организаций, прежде всего, Союзом геральдистов России, чьи отделения на сегодня созданы в 50 российских регионах.

  - Григорий Моисеевич, спасибо за интересную беседу.

Источник информации: Галина Хасанова, газета "Казанский университет"
Комментарии
Выпускник 25.01.17, 17:52
Все бы ничего, только допишите, что новую "эмблему" создавал четырехлетний ребенок левой новой в фотошопе - тогда сразу понятно будет. А то сложно угадать, что это взрослый человек с хорошим, а то и университетским образованием способен на такую отвратительную безвкусицу. Вы вообще интересовались, как там у других вузов со стилистикой? У последнего замшелого ПТУ эмблема и то посимпатичнее будет, горе-инноваторы. Думаете, смешали в кучу несколько картинок-символов - и все, готово? Позорище.
Студент 15.11.15, 23:25
+10 
-21 
Хотелось бы чтобы чуток поправили этот новый логотип. Например, лавровые венки - уже использовались в старом логотипе, их надо переделать, они слишком мелкие и не подходят к новому логотипу. Зазор между крыльями зиланта и щитом меньше, чем с передней стороны зиланта - это не совсем красиво (перфекционисты бы негодовали). Если это исправить, будет куда приятнее смотреться:)
Патриот 15.11.15, 21:08
+4 
-28 
Большому Кораблю-Большое Плавание!
Журналист 15.11.15, 19:41
+3 
-48 
Новый герб символизирует: огонь просвещения зажегся в Казани в 1804 году, когда был основан Казанский университет
Читатель 14.11.15, 14:05
+9 
-41 
Согласен с высказанным выше мнением, что все новое с трудом воспринимается в России, такая уж у нас особенность... Лично мне новый логотип нравится больше, он понятен, прост и лучше смотрится. А насчет схожести с логотипом спортивной команды... даже если и так (хотя я не вижу этого), то что в этом плохого? А здание с колоннами разве не используется в логотипах других университетов? Так хоть нас путать не будут ни с кем.
Алиса 14.11.15, 11:57
+9 
-34 
Зилант у людей знающих ассоциируется с Казанью. Через это мифологическое существо гораздо проще сделать символику университета узнаваемой в короткие сроки.
Сотрудник 14.11.15, 11:39
+8 
-33 
Уважаемые читатели и коллеги! Посмотрите на новое начертание логотипа с точки зрения практичности. Старый логотип всем нам близок, привычен, ассоциируется с многими годами учебы и работы в университете, но при его использовании, к примеру, на тех же стендах вуза, представленных на выставках, издалека он абсолютно нечитабелен. Особенно, если изображен не крупно. В этом случае при взгляде издалека он смотрится просто как синий овал. Теперь же эта проблема будет решена, крупные элементы нового логотипа помогут в этом.
Автор материала 14.11.15, 11:23
+3 
-30 
Уважаемые! Было бы здорово, если бы вы не просто "минусики" под материалом ставили, но и объясняли, что вас задело.
реформатор 14.11.15, 11:14
+5 
-37 
Дайте дорогу новому!!!!
Спортсмен 14.11.15, 11:13
+5 
-27 
Скептику. Что-то я не увидел сходства с логотипом хоккейной команды. http://s5o.ru/storage/simple/ru/edt/47/58/51/99/ruea40181b0ba.jpeg
Архитектор 14.11.15, 11:11
+4 
-34 
Логотип КГУ - красив, классичен, но как интервьюер сказал, подчеркивает, прежде всего, давнюю историю университета. А вот эмблема показывает, что универ рожден в Казани. Чем плохо-то??
Читатель 14.11.15, 11:09
+6 
-37 
Минусы под статьей, я так понимаю, в знак протеста против нового логотипа? Ну что ж.. Вполне похвально. В России новое сразу никогда не принимается на "ура". Надо с боем, доказать свою правоту, пройти проверку временем. Поживем - увидим. Глядишь, лет через 20 новый символ Университета станет родным.
Аспирант 14.11.15, 10:40
+8 
-36 
Сходство с гербом Казани и Рубина скорее плюс для нас. Казань будут узнавать во всем мире не только благодаря спорту но и благодаря университету.
Marat 14.11.15, 10:19
+8 
-33 
Это очень большой шаг вперед. КФУ потратил на него слишком много времени со дня объединения, но все-таки шагнул.
Студент-дизайнер 13.11.15, 20:38
+48 
-12 
Думаю надо было обратится за комментариями к профессиональному дизайнеру, а не геральдисту. Новый логотип совершенно не сочетает в себе принципы простоты и узнаваемости, текст надо было не по кругу написать, или с боку или снизу.
лаборант 13.11.15, 18:11
+6 
-53 
Логотип и фирменный стиль новые и свежие. Отлично справится с задачей связать в единое целое разнообразные логотипы институтов и департаментов. Под единым стилем гораздо проще стать узнаваемыми в мире.
Зритель 13.11.15, 17:54
+6 
-51 
Хорошо, что логотип разработал Казанский дизайнер. Зная историю и традиции.
Выпускник 13.11.15, 17:51
+6 
-57 
Мне новый логотип нравится. Старый конечно привычнее, но в новом все 211 лет истории университета чувствуется.
Ольга 13.11.15, 16:45
+67 
-5 
Новый лого больше похож на лого спортивной команды. Как-то непохоже на нечто про образование... Очень резкие черты у зиланта, агрессивные и неприятные. Шрифт тоже не сигнализирует о чем-то культурном и связанным с традициями.
Выпускник КГУ 13.11.15, 15:58
+66 
-6 
Ужасно! Все-таки прошлый герб намного роднее, гармоничнее и величественней
Скептик 13.11.15, 11:51
+57 
-5 
Уж больно похож на логотип футбольного или хоккейного клуба.