09 ноября 2015
V Международный научный Форум "Ислам в мультикультурном мире"

С 5 по 6 ноября 2015 года в Казанском федеральном университете прошел  V Международный научный Форум «Ислам в мультикультурном мире», который собрал ведущих ученых-востоковедов, исламоведов и религиоведов, а также экспертов в области мусульманского права и культуры из Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Организаторами Форума выступили Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт востоковедения Российской академии наук, Духовное управление мусульман Российской Федерации, Духовное управление мусульман Татарстана, Российский исламский институт (Казань).

Наряду с исследователями в области исламоведения, исламского образования и государственно-конфессиональной политики, в работе форума также приняли участие представители духовных управлений (ДУМ РТ, ДУМ РФ, ЦДУМ, Совет муфтиев России), представители  ведущих исламских вузов и медресе.

Особое внимание общественности к этому вопросу не случайно. Восточный регион в последние годы стал очагом конфликтов и противоречий. В своем докладе, прозвучавшем на открытии Форума, руководитель Института востоковедения РАН, директор Международного координационного центра «Islamica» Виталий Наумкин сказал: «Восточный регион, прежде всего арабский мир, вступил в период турбулентности. За тем, что там  сейчас происходит, следят во всем мире. Совершенно благополучный регион попал в ряд "провалившихся" государств. Это очень печально, хотя мы знаем, какая была та же Сирия ‑ безопасная, комфортная для проживания представителей всех конфессий».

Задача тех, кто серьезно занимается этим вопросом, подсказать правильные пути выхода из кризиса, чтобы не допустить повторения того, что сейчас можно видеть на востоке и, в частности, в Сирии. Корень проблемы кроется в неправильном понимании и трактовании строк Корана. Зачастую элементарное невежество, и на это особо обращали внимание участники пленарного заседания, приводит к деформации смысла Священной Книги.

Отсюда проистекает и одна из современных тенденций в исламском образовании ‑ его объединение со светским, научным подходом. В этом смысле Республика Татарстан, где на небольшой территории мирно проживают представители нескольких десятков народов со своими традициями и верованиями, находится на передовом острие науки. Более того, неподалеку от Казани, в древнем городе Булгар, находится еще и исторический центр мусульман Поволжья, где в настоящее время ведется большая работа по возрождению традиционного религиозного наследия. И на Пленарном заседании Форума ректор КФУ Ильшат Гафуров раскрыл особенности функционирования и цель создания исламской академии в Булгарах: «Для нас это особенно актуально. Создание собственной академии ‑ это определённый вызов и ответственность руководства нашей республики, представителей духовного сообщества и нашего университета перед обществом».

В рамках Форума одновременно работали пять рабочих площадок. На двух из них обсуждались проблемы современного религиозного экстремизма, угрозы и вызовы, исходящие от процессов радикализации религиозных движений на Ближнем Востоке. На проходившем в Институте международных отношений, истории и востоковедения "круглом столе" под названием «Современный исламский радикализм», речь шла о радикальных движениях на Северо-Западном Кавказе, в Мордовии, в Уральском федеральном округе, в Оренбургской области, говорилось о феномене новых "мухаджиров" из России в современной Турции. В рамках этого же мероприятия состоялась презентация книги "Конфликты и войны 21 века", в которой была проанализирована траектория ближневосточного и североафриканского конфликтов в региональном и общемировом контекстах, их соотношение с проблемами безопасности, экономики, традициями архаизации общественно-политической жизни.

Параллельно с этим в малом зале Академии наук РТ Центр исламоведческих исследований Республики Татарстан собрал экспертов, исследователей и сотрудников государственных структур на "круглый стол" под названием «Процессы радикализации религиозных движений на Ближнем Востоке: угрозы и вызовы», которые озвучили наиболее актуальные проблемы по данной теме.

Особое внимание участников привлек ситуационный анализ «Современное состояние российской уммы» (памяти Е.М. Примакова). Докладчиками был представлен анализ процессов, связанных с исламом в регионах по следующим параметрам: качество мусульманского образования и просвещения в регионе, наличие уровней мусульманского образования (вузы, медресе, мектебы (примечетные  школы), курсы повышения квалификации), идейные течения и тенденции, межэтнические и межконфессиональные отношения, социальная и политическая деятельность духовенства и религиозное лидерство, неформальные мусульманские религиозные лидеры, мусульманские СМИ и освещение деятельности мусульман в СМИ.

Были представлены такие регионы, как Республики Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Крым, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Астраханская области, Пермский край, Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Будучи модератором мероприятия В.В.Наумкин предложил выступающим оценивать ситуацию в представляемом ими регионе по пятибальной шкале. По словам докладчиков, основная оценка колебалась в пределе «четверки». Наибольшее внимание участников привлек  доклад Э. Муратовой, посвященный ситуации в Крыму после вхождения в состав России. Вывод, который сделала докладчица - ДУМ Крыма фактически превращается в общенациональный орган, то есть начинает играть роль ранее занимаемую Меджлисом.

На еще одном "круглом столе" - «Мусульманское образование: от первого лица» исследователями, представителями религиозных учебных заведений, религиозными деятелями было представлено современное состояние исламского образования в регионах. Участниками была отмечена необходимость стабильного финансирования религиозных учебных заведений, реальные расходы которых ежегодно составляют 4-5 миллионов рублей в год. Наряду с этим, докладчиками отмечалось, что, к сожалению, на настоящий момент существует проблема отсутствия настоящих лидеров, религиозных авторитетов, которых можно было бы сравнить с такими выдающимися религиозными деятелями прошлого, как Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдин, Шигабуддин Марджани. Также была затронута проблема подготовки способных грамотно освещать исламскую тематику журналистских кадров, необходимости грантов для мусульманских изданий и  интернет ресурсов, которые могли бы выступить альтеринативой средствам массовой информации, принадлежащим экстремистским и радикальным направлениям и движениям. В.В. Наумкиным была отмечена чрезвычайная активность сторонников «ИГ» («Исламское государство» — организация, деятельность которой официально запрещена в России) в СМИ "при вербовке лучших специалистов по  IT-технологиям».

В целом, участники "круглого стола", посвященного вопросам мусульманского образования, отметили, что развитие системы мусульманского религиозного образования в регионах на сегодняшний день в разной степени достигло определенных результатов. Это выразилось в таких, уже сложившихся формах организации работы, как воскресные школы при мечетях, учреждения среднего профессионального образования – медресе,  ежегодно функционируемые в летнее время мусульманские духовно-просветительские лагеря. Вместе с тем стремительно меняющиеся реалии современной обстановки выдвигают новые требования перед работниками сферы религиозного образования. Прежде всего это необходимость оттачивания умений, навыков. профессионализма преподавателей в сфере педагогики, активизации использования коммуникационных технологий, интернет ресурсов. С другой стороны узость материальной базы исламских образовательных институтов является препятствием на пути их развития и совершенствования, что сказывается на конкурентоспособности в целом системы мусульманского образования. Поэтому возникает целесообразность комплексного подхода к решению этих и других проблем с участием как самих мусульман, так и органов государственной власти, поскольку поддержание духовно-нравсвенного  здоровья нации, обеспечение процветания общества, мира и согласия в нашем Отечестве, противодействие радикализму и экстремизму, является задачей общегосударственного масштаба.

В программе научной конференции «Ислам по-советски», которая также проходила в рамках Форума, было заявлено 26 докладов, охватывавших различные аспекты истории российских мусульман в досоветский, советский и постсоветский период, а также ключевые проблемы изучения ислама в СССР и постсоветских государствах. Организаторы изначально поставили перед собой задачу обсудить феномен сохранения и трансформации исламских религиозных и социальных практик в советском атеистическом государстве в широком историческом контексте, в том числе рассматривая как исторические предпосылки формирования такого исламского религиозного уклада, который смог сохраниться в условиях  атеистического прессинга советской эпохи («российская модель государственно-исламского взаимодействия»), так и последствия советизации ислама в России и соседних странах. Участники конференции сошлись во мнении, что в советский период, при всем трагизме отношений государства и религии в эту эпоху, мусульманам России и  сопредельных страна удалось сохранить наиболее жизнеспособные религиозные и социальные институты, унаследованные ими от имперского периода российской истории. Трансформация и дальнейшее развитие одних этих институтов и разрушение других в постсоветский период обусловила нынешний облик российского мусульманства и во многом еще будет определять логику его дальнейшего развития.

Источник информации: Сафиуллина-Аль Анси Резеда Рифовна