02 февраля 2012
Интервью директора Института экологии и географии КФУ доктора географических наук, профессора Олега Ермолаева

Институт, вросший корнями в историю

Фантастические фильмы предрекают планете Земля невеселое будущее. Впору представить картинку завтрашнего дня, когда человек ходит везде в сопровождении робота, взявшего на себя заботу о его экологической безопасности. Наш «секьюрити» постоянно бы отбирал пробы воздуха, измеряя в нем концентрацию вредных веществ, и незамедлительно бы сигнализировал в случае опасности. Как бы выглядел этот робот?
А ведь в действительности такой спутник человека уже существует и уже демонстрирует свои возможности! И не где-нибудь, а у нас в Казани – на территории Казанского Федерального университета. Правда, «робот» скрыт в ничем с виду не примечательном белом автофургоне, который на днях прибыл из Питера. И название у нашего технического спутника достаточно прозаическое: «Передвижная экологическая лаборатория. В комплекте лаборатории имеется автоматизированная метеостанция с пневматической мачтой, что дает возможность определять атмосферное давление, температуру, влажность воздуха, скорость и направление ветра. Кроме того, в оснащении есть дозиметрическая установка для контроля радиационного фона с навигационной системой, шумомер-виброметр, анализатор спектра звука, инфразвука, электрических и магнитных полей промышленной частоты. Сюда же добавьте переносную комплект-лабораторию для экспресс-анализа гидрохимических показателей различных водных сред.
Французское газоаналитическое оборудование Environnement SA, которым оснащена эта лаборатория, позволяет оптимально осуществлять в автоматическом режиме обработку, хранение, оперативную передачу полученных данных в центр управления информацией.
Вот на это достижение IT-экологической мысли и подали заявку преподаватели Института экологии и географии КФУ. К слову сказать, это уже не первый шаг в сторону сокращения разрыва между суперсовременной индустрией и академическим образованием, которое готовит кадры для этой индустрии, но зачастую не может соответствовать ее требованиям по уровню технического и технологического оснащения учебного процесса.

– Да, эта передвижная экологическая лаборатория – просто фантастика, – не скрывает своей удовлетворенности директор института доктор географических наук, профессор Олег Петрович Ермолаев. – Только в этом году мы вложили в учебно-научное оборудование более пятидесяти миллионов рублей (в сравнении с тремястами тысяч в прошлые годы). А реализовать нам предстоит на образовательные нужды по Программе развития КФУ как минимум в 3-4 раза больше! Такие возможности открылись перед институтом с переходом Казанского университета в статус федерального вуза.

– просто фантастика, – не скрывает своей удовлетворенности директор института доктор географических наук, профессор Олег Петрович Ермолаев. – Только в этом году мы вложили в учебно-научное оборудование более пятидесяти миллионов рублей (в сравнении с тремястами тысяч в прошлые годы). А реализовать нам предстоит на образовательные нужды по Программе развития КФУ как минимум в 3-4 раза больше! Такие возможности открылись перед институтом с переходом Казанского университета в статус федерального вуза.

– Олег Петрович! Институту всего пять лет, но в нем столько самых разных направлений – тут и метеорология, и охрана окружающей среды, и география, и природопользование, и даже туризм… Он сам как университет! Расскажите об истории вашего вуза подробнее.

– Наш Институт экологии и географии был создан в 2006 году путем объединения двух факультетов: географии и геоэкологии и экологического (в состав вновь образованного института входят шесть кафедр, готовящие кадры по семи направлениям подготовки). Но история наша началась действительно много раньше – двести с лишним лет назад!
Своими корнями география в университете уходит к началу ХIХ века. По первому университетскому Уставу 1804 года на отделении словесных наук география была представлена на двух кафедрах: всемирной истории, статистики, географии и истории; статистики и географии Российского государства. Первый ректор университета, историк И.Ф.Яковкин, был инициатором краеведческих исследований. Метеорологические наблюдения были организованы профессором физики И.И.Запольским еще в 1805 году, а с 1812 года в университете начала функционировать Метеорологическая обсерватория – одна из старейших в России.
Весомый вклад в развитие географии и этнографии внес известный ученый астроном И.М.Симонов, участник знаменитой антарктической экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (1819-1821 гг.). Собранная И.М.Симоновым коллекция положила начало этнографическому музею Казанского университета.
В 1884 году на историко-филологическом факультете была открыта кафедра географии, которая в 1888 года была переведена на естественное отделение физико-математического факультета и названа кафедрой географии и этнографии. Ее первый заведующий профессор П.И.Кротов сыграл большую роль в исследовании Волго-Уральского региона и организации подготовки преподавателей географии. География как наука обрела свой объект исследования. Впоследствии (в 1930 году) кафедра географии и этнографии была разделена на две – физической и экономической географии.
В 1923 году на физико-математическом факультете была открыта кафедра геофизики для подготовки метеорологов, гидрологов, магнитологов и климатологов. Ее первым заведующим был крупный ученый-магнитолог профессор В.А.Ульянин. Ныне это кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.
Наконец, сам географический факультет был создан в июле 1938 года. За 68-летний период своего самостоятельного существования на его дневном и заочном отделениях было подготовлено более 4500 специалистов (физгеографов, геоморфологов, геоэкологов, экономгеографов и метеорологов). В структуру факультета (с 1995 года он назывался уже факультетом географии и геоэкологии) входили три кафедры: физической географии и геоэкологи; экономической географии и регионального анализа; метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.

– Насколько известно, первый в СССР экологический факультет был организован именно в Казанском университете…
– Да, это произошло в 1989 году решением Ученого совета, ведь, по сути, Казанский университет со дня основания является крупнейшим естественно-научным центром, в стенах которого проводятся плодотворные исследования взаимодействия человека и природы. Предтечами современных казанских экологов можно считать П.С.Палласа (1741-1802), известных профессоров Казанского университета Э.А.Эверсмана, О.А.Ковалевского, В.И.Мейснер, А.М.Бутлерова, М.Д.Рузского, С.И.Коржинского, А.Я.Гордягина, М.Н.Богданова, А.А.Першакова, Н.А.Ливанова, А.Е.Арбузова и др. Поэтому совсем не случайно именно Казанский университет стал инициатором введения высшего природоохранного образования в стране.
А еще ранее – 1 августа 1969 года – на биолого-почвенном факультете КГУ была организована первая в стране кафедра охраны природы и биогеоценологии, инициатором которой стал доктор биологических наук, профессор, выдающийся зоолог, заслуженный деятель науки ТАССР и РФ В.А.Попов (1910-1980 гг.). Разработанный на кафедре учебный план специализации «Охрана природы» позднее был положен в основу государственного образовательного стандарта по направлению «Экология и природопользование». С первых дней существования кафедры ее сотрудники выступили инициаторами широкого природоохранного просвещения. Многие известные впоследствии в стране специалисты-экологи прошли университетскую школу службы охраны природы (СОП), что сформировало у них принципиальное отношение к вопросам охраны природы и активную жизненную позицию в целом. В 1990 году кафедра охраны природы и биогеоценологии приказом ректора КГУ была переименована в кафедру прикладной экологии в составе вновь созданного экологического факультета КГУ.
За время существования кафедры охраны природы и экологического факультета в КГУ было подготовлено более девятисот специалистов в области экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования. Институт экологии и географии сотрудничает с государственными природоохранными организациями РТ и РФ, участвует в проведении государственных экологических экспертиз.

– Насколько востребованы ваши выпускники?
– Поскольку у нас открыты очень разные направления подготовки, то по каждому – своя ситуация. Мы стремимся выпускать кадры, которые сегодня очень нужны на рынке труда. К примеру, была создана база для открытия таких новых направлений, как геоинформатика, землеустройство и кадастры, социально-культурный сервис и туризм. Бакалавры туризма, кстати, проходят практику, в том числе, и в крупных зарубежных отелях. В преддверии Универсиады-2013 в Казани мы ожидаем большой спрос на таких специалистов. Но и выпускники других направлений без работы не останутся. Все эти годы институт растил научные кадры не только для себя – во многих университетах и НИИ России работают наши выпускники, ныне кандидаты и доктора наук.

– Что бы вы, Олег Петрович, пожелали тем, кто придет к вам 1 сентября уже в качестве первокурсника?
– Университетское образование дает возможность найти себя в любой области. Поэтому задача студентов — не терять ни дня, осваивая свои специальности. Что дает молодому человеку учеба в университете,? Умение самостоятельно и творчески мыслить. Сила университета и нашего института — это блестящий преподавательский состав. Профессора, преподаватели, научные сотрудники помогают студентам научиться анализировать, сравнивать, спорить, рассуждать.
Многообразие направлений подготовки в институте, психологически комфортный для студентов микроклимат, без сомнения, позволят вам найти применение своим способностям и талантам. Вас ждет изучение увлекательной и перспективной науки, освоение современных научных приборов и геоинформационных систем. Вы сможете овладеть инновационными гуманитарными технологиями и получить практический опыт их применения. В вашем распоряжении – оснащенные новейшим оборудованием аудитории и лаборатории. Вы сможете стажироваться в лучших университетах России и зарубежья. Диплом, полученный у нас, даст возможность сделать хорошую профессиональную карьеру.
А ещё учеба в нашем институте – это яркая и насыщенная событиями студенческая жизнь (фестиваль «Студенческая весна», посвящение в студенты, различные конкурсы, спортивные праздники, КВН и др.). Полевые практики, экспедиции, походы сделают студенческие годы незабываемыми, здесь вы найдете настоящих друзей.

– Но впереди у потенциальных первокурсников еще испытания приемной комиссией. Как отразится на абитуриентах переход Казанского университета на федеральный статус?
– К сожалению, отразится не в пользу желающих поступить в наш институт. Скажем, если раньше на экологические специальности можно было пройти, сдав единый государственный экзамен по биологии, то теперь наши абитуриенты – это только те, у кого в наборе ЕГЭ есть география. В целом мы прогнозируем на наши направления подготовки реальный конкурс примерно два человека на место.

– Олег Петрович, и напоследок вернемся к работе передвижной экологической лаборатории, с которой начали. Если вдруг, перемещаясь по городу и делая замеры состояния окружающей среды, ваши экологи обнаружат в атмосфере страшно вредные примеси, что тогда?
– Наше оборудование сертифицировано, поэтому у нас есть все основания производить мониторинг атмосферного воздуха и выбросов промышленных предприятий в Казани. Если что-то будет обнаружено опасное, конечно же, доведем до сведения лиц и учреждений, которые несут за это ответственность и должны немедленно принять меры. Для этого мы и работаем.

– Спасибо за интервью, Олег Петрович!