16 октября 2015
Кураторство в Казанском федеральном университете: стратегия, цели и задачи на новый учебный год

Кураторы академических групп играют большую роль в становлении будущего выпускника на всех этапах их профессионально-личностного становления, и эта роль многократно возрастает, когда речь идет о работе со студенческим контингентом первого курса.

Наиболее значимые стороны деятельности куратора академической группы и стали предметом всестороннего обсуждения в ходе проведения организационно-методического семинара «Стратегические задачи по совершенствованию работы  Института кураторства в Казанском федеральном университете на 2015/2016 учебный год. Особенности работы куратора академической группы со студентами первого курса», который состоялся в Малом зале КСК КФУ «УНИКС» 13 октября 2015 года.

Работа семинара началась с приветственного слова проректора по социальной и воспитательной работе А.М. Межведилова, сделавшего особый акцент на том, что каждый преподаватель, вовлеченный в сферу кураторской деятельности, должен отличаться особым чувством ответственности за судьбу каждого студента вверенной учебной группы. Эта ответственность должна касаться всех сфер жизнедеятельности студенческой молодежи – учебы, научного роста, самореализации в социальной деятельности, что требует, в том числе, от куратора своевременного реагирования на возникающие проблемы у студентов. Оперативное внимание к возможным отклонениям в жизненной траектории студентов особо актуально в работе со студентами первого курса. Сложившаяся система материального стимулирования работы куратора в КФУ и отражает эти особо важные этапы успешной социализации студентов.

Директор Департамента по молодежной политике Ю.В. Виноградова подробно рассказала о сложившейся к настоящему моменту инфраструктуре организации воспитательной и социальной работы в КФУ, направленную на удовлетворение разнообразных культурных потребностей студентов. В выступлении было подчеркнуто, что всестороннее развитие и творческая самореализация студентов в рамках созданных возможностей во многом зависит от активного посредничества в организаторской работе со стороны преподавателей-кураторов. Это означает, что кураторы должны быть достаточно информированными в отношении многообразия направлений и форм внеучебной деятельности, в которые могут быть вовлечены студенты. В этом отношении специалисты Департамента по молодежной политике всегда готовы оказывать консультационную помощь кураторам в их организаторской деятельности.

Участники семинара имели возможность познакомиться с передовым педагогическим опытом в области кураторской деятельности, который представили академические руководители учебных групп, удостоенных звания «Лучший куратор КФУ»

В частности, очень ярко и всесторонне раскрыла систему работы со студентами-первокурсниками доцент Химического института им. А.М.Бутлерова Ю.И. Журавлева. 

Доцент Института психологии и образования Л.А. Камалова познакомила участников семинара с разнообразными оригинальными формами и методами учебно-воспитательной работы в академической группе, сделав особый акцент на формировании ценностей патриотизма и личностно-ориентированном подходе к индивидуальности студента.

Отдельное выступление, с которым выступила доцент Института психологии и образования А.Ф. Шарафеева, было посвящено значимости постоянного самосовершенствования педагога-куратора в освоении психолого-педагогических и методических компетенций, позволяющих более эффективно исполнять роль организатора и наставника студенческой молодежи. Этому вопросу в Департаменте по молодежной политике уделяется постоянное внимание. С 2013 года на базе ФПК систематически реализуется программа курсов для кураторов на тему «Психолого-педагогические основы организации работы со студенческой молодежью в новых социокультурных условиях». Согласно мнению слушателей курсов, данная программа весьма полезна как в теоретическом, так и прикладном аспектах организации системной работы со студентами академической группы.

По итогам прошедшего семинара Ариф Межведилов поблагодарил всех за внимание, и пожелал искреннего стремления к выполнению каждодневного труда во благо студентов.

Источник информации: Отдел по работе с общественными организациями и институтом кураторства