05 октября 2015
В КФУ готовят учителей по-новому

Сегодня, 5 октября, в России отмечается День учителя. Казанский университет не остался в стороне от этого праздника: мероприятия прошли в лицее имени Н.И. Лобачевского и IT-лицее КФУ, а также в Елабужском институте КФУ.

А еще этот праздник особенно важен для Казанского университета, потому что здесь учатся будущие педагоги. О том, какими должны быть настоящие учителя и как их готовить, мы решили поговорить с заместителем директора Института психологии и образования по международной деятельности, заведующей кафедрой общей и социальной педагогики Розой Валеевой.

Казанский университет играет очень важную роль в подготовке педагогов, об этом свидетельствует и высокая оценка Министерства образования и науки России «В 2014 году Министерство образования и науки РФ объявило конкурс на разработку новых модулей педагогического образования. Наш университет выиграл три гранта: один – Институт психологии и образования (ИПО), второй – Институт физики, а третий – Елабужский институт. Итак, мы в течение последних полутора лет реализуем новые модули педагогического и психолого-педагогического образования», - рассказала Роза Валеева.

Всего грант получили двадцать три программы пятнадцати вузов России. Причем по предварительным результатам реализации новых модулей педагогического образования Казанский университет лидирует. В частности, программа, которая была подготовлена ИПО, вошла в число трех лучших проектов. «Мы разработали программу, которая называется «Практическая психология в образовании», - поделилась Роза Валеева. – Эта программа рассчитана на студентов, которые пришли обучаться на другой профиль подготовки и разочаровались в выбранной специальности. Идея состоит в том, что такие студенты могут перейти на нашу специальность и в течение двух лет получить необходимую психолого-педагогическую подготовку. Программа наша состоит из трех модулей: первый модуль связан с деятельностью педагога-психолога в поликультурной образовательной среде, второй – с психофизиологическими основами психолого-педагогической деятельности, а третий – с технологиями работы педагога-психолога в образовательном учреждении».

Как отметила Роза Алексеевна, каждый из этих модулей связан с определенным видом практики. И более того, раз в две недели проводится дискуссионный семинар, где студенты обсуждают полученные знания и возможность применить эти знания на практике. «Важно, что высокую оценку эта программа получила и на уровне Министерства образования и науки РТ. Было даже выделено финансирование в объеме миллиона рублей для того, чтобы по этой новой программе мы бы повысили квалификацию работающих школьных учителей», - рассказала Роза Алексеевна.

Если же говорить о подготовке учителей в целом, то, по ее словам, в университете сейчас сохранились две модели этой подготовки. Первая модель действует в Елабужском институте, где готовят только учителей, причем учителей по всем предметам общеобразовательной школы. А вторая модель реализуется в Казани, где действует, так называемая, распределенная форма подготовки учителей: в каждом институте есть свои педагогические отделения и учатся будущие учителя именно здесь (специализированные предметы – физику, химию, биологию и т.д. – им читают представители соответствующего института), но за психолого-педагогическую подготовку отвечает Институт психологии и образования.

«Сегодня все студенты педагогических отделений проходят непрерывную педагогическую практику с 1 по 4 курс. Также непрерывно они проходят и психолого-педагогическую подготовку, то есть дисциплины по педагогике и психологии читаются на всех курсах», - подчеркнула Роза Валеева.

Она отметила, что готовить педагогов по-новому нужно во многом и потому, что сегодняшние дети кардинально отличаются от предыдущих поколений, прежде всего тем, что с раннего возраста умеют работать с гаджетами и имеют доступ к большому количеству информации. Для работы с такими ребятами необходимо, по замечанию Розы Алексеевны, предпринять два шага: «Во-первых, необходимо внедрять в школах новые технологии, но с этим у нас, как раз, проблем нет. Во-вторых, нужно, чтобы пришел учитель, который, безусловно, обладает высоким уровнем профессионального мастерства, а также умеет работать с разными категориями детей. Технологии, которые использует учитель, должны носить адресный характер».

Но, как подчеркивает Роза Алексеевна, несмотря на трудности, сегодня молодежь более охотно идет в педагогику. «Конкурс, который в последние годы существует у нас, в Институте психологии и образования, а также на педагогических направлениях других институтов показывает, что профессия учителя становится все более престижной. Возможно, это объясняется тем, что было повышение зарплаты учителей, а также наличием некоторых льгот для учителей при получении ипотеки».

На самом деле, главное для педагога – иметь склонность к этому роду деятельности. «Пока никто лучше Льва Толстого не сказал о профессии учителя, - поделилась своим мнением Роза Валеева. – Он писал: «Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Источник информации: Анна Кирпичникова