15 августа 2015
Как научиться слушать свое тело, или Кое-что из программы гештальт-терапии

Международная летняя школа по гештальт-терапии «Модальности контакта и развитие психосоматической целостности в семейной и в терапевтической ситуации» начала свою работу 10 августа.

В этом году школа, которой уже восемь лет, впервые проводится под эгидой Казанского федерального университета. На занятия съехались около сотни участников из Армении, Белоруссии, Казахстана, России. В основном это профессионалы: психологи, педагоги, социальные работники и, конечно, студенты.

Гештальт-терапия ‑ это современное и активно развивающееся направление медицины, позволяющее человеку исследовать основные фигуры своей жизни: потребности, переживания и способы, которым человек вступает в контакт с окружающим миром. Такое знание позволяет лучше справляться со сложностями, кризисами, уверенно ориентироваться в жизни, выбирая действительно желаемое.

Чтобы понять переживания, важно прислушиваться к телу, именно исследованию телесных процессов посвящена в этом году летняя школа. Будущие телесные процессы  человека формируются с первых месяцев, в опыте раннего контакта матери и младенца. Когда мать слышит побуждения ребенка к контакту и откликается своевременно и адекватно, замечая его нужду, ребенок постепенно осваивает пространство и понимает свое место в этом мире. Когда родитель не слышит ребенка, ребенок, чтобы все-таки получить любовь, приспосабливается, и это накладывает отпечаток на то, как он будет двигаться в жизни. Двигательные паттерны будут сохраняться всю жизнь, поддерживая человека так, будто он остается в своей ранней ситуации.

Летняя школа дает возможность исследовать и понять эти процессы через лекции, терапевтические группы, мастерские, видеозал. Как у ребенка формируется ощущение тела, пространства и контакта? Как возникает соматический симптом и какую роль симптом играет в жизни человека? Очень важно, что участники не просто получают ответы на эти вопросы, но и рассматривают, как можно помочь человеку жить без симптомов. Вечерние мастерские посвящены изучению глубоких чувств, познанию того, что означают радость и удовольствие, печаль и горевание, страхи, надежды и ожидания, психическая боль. Групповая работа в процессе летней школы сочетается с форматом индивидуальных консультаций, где одни участники, выступающие как клиенты, получают психологическую помощь, а другие (психологи) оказывают ее. Напряженные занятия сочетаются с отдыхом, утренней йогой и медитацией, вечерними танцевальными мастерскими. Красивая природа, лес и озера, которые окружают место проведения летней школы (санаторий «Крутушка»), становятся настоящим ресурсом для всех участников.

Источник информации: Резеда Попова