11 августа 2015
Конформизм: за и против

10 августа в рамках Фестиваля Школьных Учителей прошел мастер-класс Виктории Овсянниковой.

Виктория Овсянникова, кандидат психологических наук, доцент психологии Запорожского государственного университета, г.Запорожье (Украина), войдя в аудиторию, сказала, что она - безмерно счастливый человек, ведь у неё есть семья, она занимается любимым делом, и возможность развиваться и совершенствоваться. Улыбка, не покидающая её лицо, не может не удивлять, ведь благодаря этой улыбке, данный человек так ярко выделяется в толпе! О способности выделяться - проявлении нонконформизма в обществе и наоборот - конформизме и говорила Виктория Витальевна на своем семинаре.

"Конформизм как основная проблема образования" - так звучала тема мастер-класса. Целью лекции являлось привлечение внимания к тем факторам девиантного развития школьников и студентов, которые выходят за рамки познавательных сценариев системы образования. Модератором был рассмотрен целый ряд факторов, которые приводят к отклонению в развитии. Формами отклонений, по словам модератора, можно назвать конформизм и нонконформизм. Были рассмотрены проявления отклонений в развитии на разных этапах жизни человека: в детстве, юношестве, во взрослой жизни. К примеру, дети до 12 лет ведут себя так же, как и большинство сверстников. Это было доказано американскими учёными на основе эксперимента. Определённое количество детей 6 лет сажали за круглый стол, дали каждому ложку и на середину стола поставили тарелку с кашей. Взрослый давал попробовать ложечку каши каждому ребенку по очереди и спрашивал, вкусна и сладка ли каша. Все дети, кроме последнего, соглашались с этим. А последнему предоставили выбор, самому сказать, какова каша на вкус. После того, как ребенок попробовал кашу (а она изначально была с горько-солёным привкусом), согласился с тем, что она сладкая и вкусная. Подобный эксперимент был проведён и со студентами. Перед ними поставили черную и белую пирамидки и попросили отвечать на вопрос о цвете, что они обе белые. Каждый студент согласился с этим утверждением, а последнему предоставили выбор, и он всё равно сказал, что обе пирамиды белые, потому что так ответило большинство. Так же ярко конформизм проявляется и в старости, когда жизненные и физические силы человека на исходе, и он в определённой мере зависит от тех, кто за ним ухаживает, за ним смотрит. Но у подростков конформизм порождает определённого рода отклонения, ведь они ведут себя спокойно в чужой среде, вопреки обществу. Однако в знакомой и непринужденной обстановке они выбирают нонкомформный путь поведения.

В режиме работы в группах учителям-участникам мастер-класса была представлена возможность доказать, какие биологические и социальные факторы влияют на развитие человека. Первая группа в своем выступлении указала на такие факторы, как наследственность, темперамент, рефлексы, потребности, и пришла к выводу, что процесс развития невозможен без биологического фактора. Вторая группа руководствовалась такими факторами, как общество, коммуникация, семья и технический прогресс. Был озвучен такой же вывод. Это говорит о том, что каждый человек, даже сидя на скамейке, выбирает определённую линию поведения: он может сесть за столом высоко, указывая на свое превосходство, может сесть согнув плечи (низко), показывая готовность подчиняться, но может и пристроиться ровно посередине, таким образом он хочет сказать, что он тут на равных.

Вот что говорит о фестивале и о сегодняшнем мастер-классе Ольга Давлетшина, учитель физики из Кировской области. "Я уже на этом фестивале в третий раз, и каждый раз открываю для себя новое. Самое приятное, что нет повторений, каждый раз новые гости, новые мастер-классы, из которых уносишь что-то полезное. И по праву наш фестиваль можно назвать фантазией, совершенствованием, увлеченностью профессионалов. Здесь можно найти единомышленников, новых друзей, можно встретить людей, которые имеют противоположную точку зрения, умеют корректно поспорить. Если говорить о сегодняшнем мастер-классе, то это очень полезно нам, как классным руководителям. Мы можем это взять себе на заметку при работе с трудными подростками или подростками с девиантным поведением. Это может внести определенные коррективы в планы воспитательной работы, и мы не навредим ребенку".
 

Источник информации: Камилля Юрикова, пресс-центр Елабужского института КФУ