21 июля 2015
"Увлекать детей процессом познания"

В этой рубрике мы публикуем интервью с известными учеными-профессорами, директорами школ и яркими учителями-новаторами России и Татарстана - участниками Фестиваля Школьных учителей-2015

Анна Юрьевна Стельмахович, учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики школы №5 города Магнитогорска Челябинской области. Лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2014".

- Анна Юрьевна, мы живем в такое время, когда любой человек, имеющий дело с Интернетом, весь как на ладони. Тем более, если он достигает определенных вершин. После победы в 2014 году вы давали интервью в российской, областной, городской печати. В одной из публикаций я прочитала, что ваше кредо заключается в словах (небезызвестных сегодняшним педагогам и звучавших на наших фестивалях в Елабуге) Джона Гарднера, что "слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы, в то время как мы должны учить их выращивать собственные растения". Так вот что стоит за этими словами лично для вас? Как вы учите тому, что сказал Гарднер?
 

- Я понимаю его так: задача учителя не управлять детьми, а направлять их к познанию истины. Так и стараюсь строить урок, заинтересовывая, побуждая детей самим представить цель. Совместный путь для достижения цели - это только готовность помочь, но не готовый ответ.
 

- Да, возможно, самый верный "приём" педагога - это и есть дать крошечные семена, потом видеть всходы и помогать взращивать цветы, которые не надо срезать. Я читала, что самостоятельности мышления учит и весь коллектив Вашей школы, что приводило к неоднократным победам педагогов в разных конкурсах… Скажите, у Вас придерживаются какой-то особой системы обучения?
 

- В нашей физико-математической школе нет какой-либо главенствующей педагогической технологии.  Мы стремимся, скорее, к синтезу различных систем, комбинируя их.  Технология должна быть подчинена цели учителя, а не быть самоцелью. В школе развито внутрифирменное обучение, поэтому, как правило, мы в курсе последних и "не последних" педагогических исследований, но выбираем самостоятельно, в каком направлении развиваться. Хочу пояснить, почему я говорю "мы" вместо "я".  Делаю это осознанно, так как командная работа в школе - не просто красивая фраза, а реальность, в которой я пребываю ежедневно. Об этом могу много рассказывать. Мне лично близка технология критического мышления и всё, что связано с принципами диалогичности урока.
 

- Как вам кажется, чем объяснить, что именно из физико-математических школ нередко выходят прекрасные гуманитарии?
 

- Мы не склонны делить детей на гуманитариев и "технарей". За этой тенденцией последних нескольких десятилетий зачастую скрываются лукавые смыслы: "Я не собираюсь учить физику, она мне не нужна (то есть я не свяжу свою жизнь с физикой), я же гуманитарий!". Вспомним, что многие советские поэты и барды по профессии инженеры. А Солженицын? А любимые моим 11-а Стругацкие? Ещё раз скажу: мы стараемся воспитать у детей целостный взгляд на мир. Этому помогает логика, а, следовательно ... математика. Если ещё в начальной школе ребёнку "поставили" логику (научили мыслить логично), то он сможет увидеть и логику развития литературного образа, и понять причины тех или иных исторических событий, и осознать связь науки и искусства, то есть будет увлечён самим процессом познания. Наверное, поэтому более известны как гуманитарии некоторые физики и математики, ведь и литература - это тоже процесс познания.
 

- Ответ убедительный. Теперь о другом. Анна Юрьевна, Вы - учитель литературы, а также основ религиозных культур и светской этики (в конкурсе блеснули именно в этой ипостаси). С чем приходится "бороться" современному филологу и, скажем так, "богослову" школьного масштаба?
 

- Знание в нашем мире сегодня во многом поверхностное, "клиповое ". Вот с этим и приходится "бороться". Нужно достичь глубокого, целостного взгляда на "знаки культуры", которые мы видим: живопись, литература, обряды и традиции, музыка, наука, храмовая культура. Педагог, противостоящий всему низменному, примитивному и сиюминутному в обществе, должен сам быть философской системой. Я учусь быть таким человеком. Учусь не развлекать интересными фактами, а увлекать глубиной понимания культуры. Учусь бесстрашию останавливаться в этом мире суеты и созерцать бытие, а потом увлекать детей процессом познания.
 

- Вот если бы этим же озадачились в кабинетах чиновников, пишущих "инструкции" для учителей… Да и средствам массовой информации стоит озаботиться. Замечательно, что на встрече с Президентом страны Вы, оказывается, заявили, что в России нет грамотно выстроенного телересурса для подростков - с хорошим подбором новостных сюжетов и кинематографии. Есть канал "Культура" - но это для тех, кто старше. Есть телеканалы для малышей. А ниша для подростков не занята. И будто бы В. В. Путин прямо на встрече поручил оформить предложение Анны Стельмахович и заняться этим вопросом? Если эта его команда будет выполнена, остается сказать спасибо вам.

Я не раз уже готовила интервью с педагогами-победителями в разные годы. Но такого резонанса, какого добились Вы, еще не встречала. Даже глава города, пишут, подарил Вам за победу автомобиль. Состоялась у Вас встреча и с губернатором Челябинской области. Он что-то пообещал? Пусть даже не как подарок, а как помощь школе…

В память о встрече с губернатором остался небольшой ценный подарок. Победа на российском конкурсе не принесла школе материальных благ. В начале, когда была одержана победа на областном этапе, последовал серьёзный денежный транш. На эти средства мы вновь принимали у себя гостей конкурса со всей области и устроили праздник. Наша школа выглядит прекрасно, начиная с 2010, когда в Магнитогорске проходил российский конкурс. Тогда были заложены основы материально-технической базы, и с тех пор всё только улучшается. Для этого и учителя, и администрация участвуют в конкурсах, выигрывают гранты. Я не говорю о ремонте или интерактивных досках, это уже не ново. У нас на сегодняшний день прекрасная лаборатория физического практикума, лаборатория по географии, химии. Всё это не падает сверху, это зарабатывается коллективом школы.

- Анна Юрьевна, к звездам обычно идут через тернии. Похоже, что вашими "терниями" было разве что штудирование наук, невзирая на бессонные ночи с малышками (они у Вас уже школьницы), а в остальном Вы очень удачливы. Даже по интервью с Вашим мужем видно, что Вы счастливы и как женщина. То, что он работает дирижером в хоровой капелле, отражается на Вашей работе? Чему Вы учитесь у него?

- Слава Богу, что после 12 лет брака мы с Виталием всё ещё можем часами разговаривать друг другом, и я не знаю собеседника интереснее, чем он. Ни один фильм, ни одна книга или музыкальное произведение не существуют только для меня, всё обсуждается вместе. Несомненно, общение с музыкантом откладывает отпечаток. В первую очередь, мой муж сформировал мой эстетический вкус. Я научилась понимать ораториальную музыку и оперу. У меня выработался стойкий иммунитет к сомнительным репертуарам. Всё это влияет на внутренний мир, что отражается в преподавании и литературы, и религиозной культуры. Дети это чувствуют и понимают. Виталий как-то легко принимает в нашу семью моих школьников. И они его своим считают. В театр ходим вместе.

- На этой счастливой странице вашей бурной молодости пока простимся. Пусть Вас ждут впереди новые вершины. Уверена, что Вам понравится атмосфера нашего фестиваля, и, быть может, вы не в последний раз в Елабуге...

Беседовала Марьям Ларина