10 июля 2015
Межкультурный диалог педагогов России и мира

Российские педагоги получили возможность ознакомиться с опытом германских коллег

С 26 июня по 7 июля Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации и Международная лаборатория с распределенным участием "Инновационные технологии в сфере поликультурного образования" (головное подразделение - при Елабужском институте КФУ) приняли педагогов и руководителей структурных подразделений образовательных холдингов г. Москвы (дошкольное звено). Российские гости с возглавившей делегацию директором издательского дома "Инновации в образовании" А.С. Сиденко получили возможность не только прослушать вводный курс по теме "Введение в проектный менеджмент в образовательном сегменте", но и в рамках обмена опытом изучить систему дошкольного и начального регулярного и дополнительного образования в Германии.

Первый курс был предложен совместно Методсоветом и Международной лабораторией на благотворительных началах: участники, становясь гостями представителей Методсовета и Лаборатории в Германии, обучение не оплачивают.

Курс включал в себя подтемы: основы проектного менеджмента для НКО (АНО) в РФ, проектная деятельность в образовании и развитие креативной личности, специфика проектной деятельности в ДОО и начальной школе, введение в курс "Финансирование проекта - заявка, мониторинг, отчет".

Слушатели отметили высокий уровень проведенных семинаров, их интерактивный характер, индивидуальный подход к каждому участнику и обозначили курс, в целом, как "прекрасный стартап для участников и руководителей образовательной деятельности - педагогов, родителей и представителей госструктур РФ, которым подобное обучение помогло бы расширить горизонты и освоить новые ресурсы без значительных финансовых вливаний".

Обмен опытом с коллегами, приехавшими по программе "Система дошкольного и начального образования ФРГ", происходил как системное глубокое знакомство с разнотиповыми дошкольными и школьными (начальное звено) образовательными организациями по следующим ключевым направлениям:

За период пребывания в Германии стажеры из России посетили: "свободные" детский сад и школу, находящиеся в ведении т.н. "родительской инициативы"; экологический детский сад; детский сад и школу ассоциации ASB (Arbeiter-Samariter-Bund); протестантский детский сад с интегративной группой и Детский университет при Университете г. Ростока. По словам российских специалистов, наибольший интерес у них вызвали свобода и самостоятельность детей в германских ДОО в определении темпа и направления образовательного развития, поливозрастные группы в ДОО и начальной школе (в функциональных помещениях, с возможностью выбора самим ребенком места и типа занятия с обязательным соблюдением "правил поведения" в данном помещении, отраженных в пиктограммах и коротеньких текстах у дверей), оформление и реализация мобильности образовательных пространств внутри помещений ДОО и в природной среде, техника безопасности в ДОО и ответственность педагогов за ребенка, пути описания и измерения компетенций каждого ребенка (с целью индивидуализации психолого-педагогического сопровождения) и типы портфолио детей в ДОО и начальной школе, и др.

Германские коллеги были не только рады поделиться накопленным опытом, но и пригласили российских специалистов поработать в качестве стажеров в своих детских садах. Также с германской стороны был проявлен интерес к реализации ответного визита в Россию и изучению специфики управления крупными образовательными холдингами в Москве и частными ДОО и школами (например, семейный ДОО и семейное образование).

В завершение семинара все участники получили сертификаты повышения квалификации европейского образца, пакет материалов для внедрения в своих организациях в рамках проекта "Диалог культур" (договор о котором был также подписан в эти дни и подтвердил высокий уровень взаимодействия между странами и их готовность к углублению профессиональных контактов).

"Образование длиною в жизнь", реализованное с 26 июня по 7 июля в рамках деятельности Международного методсовета и Международных лабораторий, подтвердило еще раз необходимость межкультурного диалога педагогов России и мира.

Источник информации: Пресс-служба Елабужского института КФУ