25 июня 2015
Школа несет ответственность за качество знаний

«Перед нами стоит задача двигаться дальше, - открыл заседание Совета по вопросам кадровой политики при Президенте Республики Татарстан руководитель Аппарата Президента РТ, председатель Совета Асгат Сафаров, состоявшееся 24 июня в зале Попечительского совета Казанского федерального университета. - Главное для нас – человеческий фактор, качество кадрового состава, и для этого, уважаемые коллеги, нам надо серьезно работать».

В заседании приняли участие заместитель Премьер-министра РТ, руководитель Аппарата Кабинета Министров РТ Шамиль Гафаров, руководитель Департамента государственной службы и кадров при Президенте РТ, ответственный секретарь Совета Александр Белов, ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров, Председатель Совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров, а  также представители министерств и ведомств республики, преподаватели и эксперты КФУ.

Ключевой темой Совета  было обсуждение  совершенствования системы обучения государственных гражданских служащих Республики Татарстан и муниципальных служащих в Республике Татарстан.

С основным докладом по представленной теме  выступил директор Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ Игорь Привалов.

«На первом этапе в КФУ  был создан Центр профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих при Институте управления и территориального развития. В 2012 году в структуре федерального вуза произошла реорганизация, и стало действовать обособленное подразделение – ВШГМУ, преемница Центра. В системе дополнительного профессионального образования Школой реализуется два основных типа образовательных программ: повышение квалификации (не менее 16 учебных часов) и профессиональная переподготовка (не менее 250 учебных часов). Общий объем программ составил 87 курсов, в  которых обучилось  3866 слушателей».

Далее Игорь Анатольевич сделал акцент на том, что за период существования Школы была создана эффективная система обучения, которая постоянно корректировалась с учетом веления времени: «Так, в программы  повышения квалификации были включены семинары, тренинги, кейс-обучение,  круглые столы и выездные практические занятия на базе органов исполнительской власти. Также реализованы специальные программы для руководящего состава государственной и муниципальной власти Республики Татарстан».

 Затем  он  подробно остановился на практике реализации базовых программ повышения квалификации  на основании Календарного плана, содержание которых  было составлено с учетом предложений и рекомендаций государственных органов и органов местного самоуправления.

В докладе Привалова была озвучена статистика за 2014/2015 учебный год  по программам  профессиональной подготовки «Общественно-государственное управление» для лиц, включенных в кадровый резерв на замещение должности руководителя исполнительного комитета муниципального района и городского округа РТ.

«Мы включаем в  каждую программу обучения блок вопросов в форме круглых столов и семинаров по вопросам современной общественно-политической ситуации, концепции государственной национальной политики РТ, укрепления толерантности, нормативно-правовой базы в области использования государственных языков, противодействия коррупции. Объем госзаказа  на дополнительное профессиональное образование в 2015 году составляет 3119 человек по 69 программам повышения квалификации. В настоящее время реализованы 43 программы, в которых приняли участие 1897 слушателей. Также Школой за первое полугодие дополнительно было подготовлено и реализовано 25 специальных образовательных программ, в том числе и для кадрового резерва Президента Республики Татарстан, заместителей руководителей министерств и ведомств РТ. С 15 мая текущего года осуществляется обучение руководителей органов исполнительской власти  Республики Татарстан «Эффективное управление: Стратегия. Действия. Результат» совместно с Московской школой управления «Сколково», - подчеркнул Игорь Анатольевич.

 Далее  директор ВШГМУ обратил вниманию Совета на то, что в программы обучения включены стажировки, которые имеют большую практическую направленность. Так были предусмотрены стажировки в Белгород и Московскую область.

«Программа обучения данной категории слушателей мы заканчиваем защитой проектов, аттестационных работ. Кроме того, мы проводим социологические исследования после каждого цикла обучения,  чтобы улучшить качество обучения.  Проведенные тестирования говорят о высоком уровне профессионализма», - отметил Игорь Анатольевич.

В своем сообщении  он указал на такие недостатки, как отсутствие парковки, кондиционеров, недостаточность аудиторной базы, не в полной мере использование ресурсов КФУ, в частности, библиотечного фонда.

«Мы расширяем практико-ориентированный вектор программ и  планируем  в ближайшее время 2-3-х дневные семинары для глав сельских поселений на 1000 - 1200 человек.  В настоящее время создан Экспертный совет, первое заседание которого состоится в июле», - поделился планами руководитель Школы.

Далее состоялось обсуждение, затронувшее вопросы ответственности обучаемого, дифференцированного подхода к формированию  состава групп по степени компетентности и многие другие.

Минсагит Шакиров, к примеру, анализируя кадровую ситуацию в районах и городах республики, озвучил вопросы и свои предложения. «Как правило, второе высшее у нас платное. Нельзя ли оформить какие-то  льготы,  кредиты или предложить дистанционное обучение. Если ли определенные квоты на получение высшего образования для лиц, имеющих специальное среднее образование? И еще, как правило, в районах юристы, к сожалению, не очень сильны.  Предлагаю обратить особое внимание на переподготовку такого рода специалистов, а еще лучше – чтобы обучение проводилось каждый год», - отметил председатель Совета муниципальных образований.

Первый заместитель Министра образования и науки РТ Андрей Поминов представил аудитории аналитический обзор проекта Типового регламента организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих  и муниципальных служащих РТ. Участники заседания внесли в него ряд поправок.

В рамках совещания руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина представила презентацию о достижениях и проблемах в работе с персоналом на примере коллектива Агентства.

 Доцент кафедры государственного и муниципального управления Института управления, экономики и финансов  КФУ Любовь Гусева предложила:  «В Высшей школе должны быть свои научно-производственные базы, ЭОРы, учебно-методические пособия. А слушателям надо как можно больше работать самостоятельно. Нужно ранжировать группы, делать их небольшими – тогда легче работать преподавателю и слушателям».

Ильшат Гафуров, подчеркивая большое значение в современных условиях потребности повышения знаний государственных и муниципальных служащий, ответил на многие прозвучавшие вопросы и предложения и подчеркнул, что следует в одинаковой мере повышать качество преподавания и ответственность слушателей.

Подытоживая мероприятие, Асгат Ахметович резюмировал: «Исходя из вышесказанного, предлагаю ввести рейтинг преподавателей, которой будет  учитываться при составлении  новых  учебных программ. Мы подумаем, как нам поддержать лучших преподавателей.  Далее, должна быть создана система оценки знаний. И каждый руководитель, министр должен видеть, какой результат есть у его сотрудника.  Нужно обратить пристальное внимание на стажировки, особенно, которые организуются за рубеж.  После каждой такой командировки нужно получать конкретные предложения, как мы это можем применить в нашей практике».

В заключение мероприятия состоялась церемония вручения дипломов слушателям программы профессиональной переподготовки «Общественно-государственное управление».

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Рузалии Дасаевой