29 мая 2015
Рамис Газизов: Обучая других, мы учимся сами...

Журналист газеты "Казанский университет" пообщался с молодым преподавателем -  ассистентом кафедры теории и практики электронных СМИ ИСФНиМК КФУ, чтобы понять, из чего складывается его работа и какие эмоции он испытывают по этому поводу.

Преподаватель - профессия, в которой редко встретишь случайных людей. В основном, преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлечённые своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих студентов и учеников. Именно таким человеком является и кандидат фиологических наук, руководитель Малого института социально-философских наук, ассистент кафедры теории и практики электронных СМИ КФУ Рамис Газизов.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Вопрос о том, кем быть, я решил для себя в классе седьмом. И к моменту окончания школы уже успел приобрести определенный журналистский опыт. Поступая в университет, хотел быть репортером, но в практическом плане больше занимался пиаром и интернет-журналистикой.

Студенческие годы пришлись на конец 2000-х. Это было незабываемое время, наполненное увлекательными и полезными делами. Считаю, что только журфак мог дать одновременно свободу, творчество, системные знания в области гуманитарных наук, сформировать прочную исследовательскую практику, а также стрессоустойчивость, мобильность.

Журналисты, учитывая универсальность их труда, изучали и изучают разнообразный диапазон дисциплин. Уровень преподавания был впечатляющим, у нас всегда работали и работают профессионалы своего дела. Я очень благодарен своим учителям, наставникам за многое, но особенно ценю главное: приучили к самостоятельности, дисциплине, добросовестности, профессиональной порядочности и честности. 

Студенческие годы, без преувеличения, - самый счастливый период жизни.

- Легко ли вы нашли работу после окончания вуза?

- Никогда не испытывал сложностей в плане трудоустройства, как и большинство наших выпускников. После окончания университета поступил в аспирантуру. Спустя два года закончил, защитив диссертацию.

- Сложно было вливаться в роль преподавателя?

- Это был ноябрь 2008 года, я тогда только-только сдал вступительные экзамены в аспирантуру. И вдруг меня приглашает к себе руководитель нашей кафедры, мой научный руководитель Елена Сергеевна Дорощук и сообщает, что я буду работать на первом курсе. Известие было неожиданным, но приятным.

Преподавательский труд нельзя назвать легким. Но когда любишь свое дело,  не замечаешь особых сложностей. Это интересно - ты  ощущаешь пользу своего труда.

- Насколько применимы к Вашей собственной профессиональной деятельности оказались знания и опыт, полученные в процессе учебы?

- Это базовые знания и навыки. От того, насколько прочно они усвоены, зависит дальнейший успех научной, педагогической, профессиональной карьеры. Филологи или историки, например, изучают педагогику, психологию школы. У нас таких дисциплин нет.  Мне повезло с научным руководителем, она блестяще знает методологию журналистики.

- Преподавателями рождаются или становятся?

- Скорее, рождаются. Хотя я бы не сказал, что хотел быть преподавателем с детства. Привлекала работа в спецслужбах, политике, дипломатии. Затем - журналистика: это тоже очень интересная сфера, к которой в буквальном смысле прикипаешь душой.

- Преподавание в вузе - это Ваша основная работа?

- Да, но при этом сотрудничаю и с другими структурами. Это Казанский технологический университет, Академия социального образования, Благотворительный фонд "Радость детства". В этом году запустил новый проект сетевой студенческой газеты "Акценты".

- Помните ли Вы, как прошла Ваша первая пара в качестве преподавателя?

- Хотя прошло почти семь лет, до сих пор отчетливо помню тот день с группой 1381. Это было практическое занятие по основам журналистики. Первый курс хорошо принял меня . Я втянулся, но  предстояло завершать диссертацию, и я был поглощен этой работой. Потом  ребята выросли, и к моменту устройства в КФУ уже заканчивали вуз. Помню почти всю эту группу.

- Стали ли Вы по-другому смотреть на данную профессию?

- Безусловно, ведь мне теперь знаком не только "фасад" этой профессии. Но она была и будет благородной, полезной, важной, а потому работать в этом качестве - особая честь.

- Что можете пожелать будущим преподавателям?

- Любому начинающему коллеге, в первую очередь, желаю защитить диссертацию. Это важное испытание перед предстоящими делами.

Всегда помните, что работаете с людьми, причем молодыми, и даете им "путевку в жизнь". Не забывать, что аудитория быстро утомляется,  и необходимо искать эффективные методики преподавания. Не допускать конфликтов, а если возникли -  переводить в плоскость обсуждений, ведь в любом случае вы старше, опытнее. Нужно любить студентов, и ждать встречи с ними. Это профессия не для случайных людей.

Источник информации: Алина Иванова, студентка ИСФНиМК