24 апреля 2015
Технология подготовки практикоориентированной площадки

Являясь инновационной формой внутрифирменной подготовки педагогов, профессионально-­педагогические практикоориентированные площадки позволяют реализовать реальное взаимодействие между структурными подразделениями, объединить всех сотрудников образовательной организации для решения актуальных задач.

В прошлом году в статье «Обеспечение качества компетентностно­-ориентированных образовательных программ» («АО», № 73, сентябрь, 2014) была поднята проблема организации и проведения профессионально-­педагогических практикоориентированных площадок. Являясь инновационной формой внутрифирменной подготовки педагогов, они позволяют реализовать реальное взаимодействие между структурными подразделениями, объединить всех сотрудников образовательной организации для решения актуальных задач. Это представляется особенно важным в условиях интеграции образовательных организаций, налаживания процессов управления, внутренних и внешних рабочих процессов, формирования корпоративной культуры в объединенных (усложненных) структурах.

Продолжаем тему, представляя опыт подготовки и проведения практикоориентированных площадок.

При проектировании технологии подготовки и проведения профессионально­-педагогической практикоориентированной площадки целесообразно руководствоваться универсальной типовой схемой процесса принятия решений. Следует также учесть, что площадки являются прикладным развитием организационно-деятельностных игр, и принять во внимание положения по их разработке, известные по трудам Г.П. Щедровицкого. В частности, этим автором рекомендуется постановка практически недостижимых целей и рассмотрение проблемы организации общей деятельности как многокритериальной задачи.

Охарактеризуем некоторые элементы спроектированных нами технологии и представленного на рисунке плана­графика подготовки и проведения профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок.

Во­-первых, осуществляется их встраивание в циклограмму функционирования образовательной организации. В процессе организации и проведения серии площадок на базе одной образовательной организации СПО мы пришли к выводу о возможности и целесообразности организации в течение года (календарного и/или учебного) цикла научно-методической деятельности. В этот цикл, помимо повседневной деятельности педагогов по научно- и учебно-методическому обеспечению образовательных программ, были включены:

Опыт показывает, что тематическая увязка всех указанных элементов с учетом преемственности, постепенного расширения количества рассматриваемых аспектов и усложнения вкупе с систематическим проведением площадок позволяют повысить эффективность подготовки педагогов.

Во­-вторых, необходимо обоснование тематики, которая определяется актуальными проблемами и/или задачами конкретной образовательной организации в тот или иной момент времени. Если руководство образовательной организации принимает решение о проведении серии площадок (то есть не по мере возникновения проблем, а систематически), целесообразно осуществлять перспективное планирование тематики, соответствующее стратегии развития образовательной организации.

Следующий шаг – согласование участия внешних руководителей (и/или модераторов) площадок (привлечение процессных консультантов). Приглашенные специалисты, организуя подготовку и проведение, рассмотрение проблемных задач, потенциально могут увидеть и акцентировать внимание на тех аспектах, которые зачастую не видны сотрудникам изнутри образовательной организации. Это, несомненно, обогащает смысловое проблемное поле профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок.

Далее осуществляется предварительная разработка площадки. Это необходимо для начального согласования и уяснения темы, а также проблем, требующих решения, всеми заинтересованными сторонами, создания предварительного замысла структуры, содержания, технологий проведения.

Кроме того, важным является предварительное изучение нормативной правовой базы, особенно в случае появления новых документов или их проектов.

При необходимости могут проводиться предварительная диагностика, анкетирование, опросы, запрашивание и изучение дополнительной информации. Возможны предварительный выезд руководителей площадки к месту ее проведения или проведение полевого исследования на базе образовательной организации.

На этом этапе организаторам профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок необходимо найти ответы на ряд вопросов.

После этого происходит принятие решения и его юридическое оформление. Основные вопросы, отражаемые в приказе (распоряжении) руководителя образовательной организации (структурного подразделения), следующие:

Особого внимания требует организаторская, стимулирующая и координирующая деятельность. Каковы проблемы, решение которых осуществляется последовательно­-параллельным методом?

Серьезной задачей является разработка диагностических средств, позволяющих проводить исследования, соответствующие тематике площадки, а также налаживание функции обратной связи между участниками площадки и ее организаторами.

Чрезвычайно важно продумывание, предварительное согласование и проектирование с руководством образовательной организации порядка поддержки, апробации и внедрения предложений, идей, технологий, сгенерированных участниками в процессе проведения площадки, порядка их информирования об управленческих решениях, принятых на основе рефлексии, систематизации и обобщения полученных разработок на ближайших педагогических и научно-методических советах.

Особым психологическим моментом в процессе проведения площадок является участие в ней всего коллектива образовательной организации (руководства, администрации, руководителей структурных подразделений, педагогов, персонала). Отсюда следует, что организационный комитет при обосновании и утверждении сроков и регламента проведения профессионально­-педагогической практикоориентированной площадки должен соотносить графики учебного процесса, циклограмму функционирования образовательной организации, оперативные планы деятельности и другие параллельные процессы и мероприятия, а руководство учреждения – соответствующим образом планировать свою деятельность.

Обязательный элемент подготовки – проектирование системы сопровождения площадки. Она может включать специально организованную подготовку участников и модераторов, тематические ивенты, оперативное информирование заинтересованных лиц. Для сопровождения целесообразно использовать корпоративные информационно­-коммуникационные ресурсы образовательной организации.

Этап проведения площадки включает оперативные совещания организационного комитета, последовательную выдачу заданий участникам, непосредственное проведение в соответствии с разработанными планами и сценариями.

По завершении проводится рефлексия. Сначала общим составом участников, затем (в течение недели после проведения площадки) – в организационном комитете и в течение полугода (в процессе подготовки научно-практической конференции) – на отдельной секции, тематически связанной с площадкой.

Так удается вывести участников на уровень метапредметного знания, владение которым необходимо педагогическому коллективу образовательной организации для реализации компетентностных моделей образовательного процесса. Интеграция специального и педагогического компонентов, а также генерация новейшего корпоративного знания, осуществляемые в процессе проведения площадок, обеспечивают процесс инновационного развития образовательной организации.

Многолетний опыт подготовки и проведения профессионально­-педагогических практикоориентированных площадок обобщен и будет представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Субъектно-ориентированное профессиональное образование: траектории, содержание, технологии», которая состоится 3 апреля 2015 года в Вятско-Полянском механическом техникуме (Кировская область). Журнал «Аккредитация в образовании» выступает информационным партнером мероприятия.

В.А. ЧИСТОУСОВ, докторант кафедры педагогики института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат педагогических наук.

 

Источник информации: Аккредитация в образовании