28 апреля 2015
Александр Кныш выступил с лекцией о суфизме


27 апреля в рамках лектория "Islamica" прошла лекция руководителя Лаборатории анализа и моделирования социальных процессов Восточного факультета СПбГУ Александра Кныша.

Выступление профессор начал с рассказа о своей книге "Ислам в исторической перспективе", изданной в 2015 году в типографии Казанского федерального университета. Свой труд профессор посвятил начальному этапу развития ислама и его основным источникам. В предисловии к книге ученый излагает свой взгляд на основные подходы, принятые в изучении ислама, которые он условно разделяет на инсайдерские и аутсайдерские. И тот, и другой подход имеют свои сильные и слабые стороны. Инсайдер, как правило, пишет об исламе изнутри и имеет о религии свое сформировавшееся представление: та традиция, в которой он был воспитан, становится для него единственно правильной, и поэтому такой исследователь использует именно ее в качестве мерила идеологий всех остальных исламских групп. Ученого - аутсайдера же интересуют факторы, повлиявшие на формирование тех или иных религиозных феноменов: то, что происходит в социальной, политической, экономической сферах жизни мусульманского общества. Между тем, не всегда подобный исследователь может проникнуть в суть явления, наблюдая его со стороны. Такая противоположность подходов зачастую создает проблему для читателей, желающих получить объективную картину. Александр Кныш, будучи ученым – аутсайдером, в своей работе попытался учесть и взгляды инсайдеров, что обогащает его видение исламской проблематики.

Далее в своей лекции профессор перешел к основной теме своего выступления, которая звучала весьма интригующе «Ислам в суфизме и суфизм в исламе». Дело в том, что в наши дни в религиозном исламском сообществе идут жаркие споры о правомерности существования в исламе суфийских практик, культа святых, почитания шейхов. В свою очередь государственные структуры многих стран видят в суфийских движениях своих союзников в борьбе с универсалистскими направлениями в исламе. Они оказывают им поддержку, что создает определенные проблемы для восприятия суфийских движений, как независимых духовных центров мусульман. Таким образом, тема суфизма и суфийских братств обретает в наши дни особое политические звучание. 

Между тем, первоначально суфизм возникает в регионе, насыщенном аскетико-мистическими идеями стоицизма, манихейства, христианского монашества. Историческим местом зарождения суфизма считается Ирак, но основные источники - литературные и теоретические сочинения - создавались в средние века в Восточном Иране и Средней Азии. Поначалу параллельно с суфизмом существовали и другие аскетико-мистические направления: маламатия, корания, хакимия. Однако со временем суфизм вытесняет их из духовного пространства,  вобрав в себя их идеи и ценности.

Как сообщил Александр Кныш, основная цель суфизма - найти единение с Богом, для достижения которого необходимо пройти обучение под руководством шейха, заниматься специальными духовными практиками, самоанализом и самодисциплиной. В суфизме огромную роль играет подавление желаний, следует постоянно поминать Бога, произносить его имена, так как это вводит ученика - мюрида в состояние отстраненности от мира и сосредоточенности на Боге. 

Александр Кныш также рассказал о существовании различных определений и различных отношений к феномену «суфизма». Например, ряд шиитских ученых воспринимают суфизм, как нечто отрицательное, усвоив философскую составляющую, названную в шиитской традиции «ирфан», они не признают при этом значимости суфийских обрядов и практик. Европейские ориенталисты 19 - начала 20 века, в свою очередь, отождествляли данное понятие большей частью с поэзией, искусством и свободомыслием, а ритуальные аспекты суфизма ими не рассматривались. Таким образом, эти примеры демонстрируют избирательность в отношении определения суфизма как явления. 

В завершении лекции профессор отметил, что определения больше говорят об интеллектуальных, идейных предпочтениях участников и авторов дефиниций и меньше о самом явлении.

После выступления слушатели задали множество вопросов профессору, и встреча продолжилась уже в интерактивном формате. 

Так, ученому был задан вопрос о причинах, подтолкнувших его к исследованиям в области исламоведения.

Профессор рассказал, что после окончания Восточного факультета Ленинградского Университета наш соотечественник, Анас Бакиевич Халидов, работавший в то время в Ленинграде, пригласил молодого выпускника и предложил ему заняться проблемами исламского мистицизма. С тех пор проблематика, связанная с суфийскими братствами, шейхами, философией мистиков, ритуальная практика и обрядность тасаввуфа – как на арабском именуют течение суфизма – стала ежедневным спутником жизни профессора.

"Меня суфизм привлекает тем, что он содержит в себе самые разные возможности и самые разные образы. Также как и ислам. Можно выбирать из этого богатства то, что соответствует твоим собственным стремлениям и то, что резонирует с твоим пониманием мира и красоты", -  поделился Александр Кныш.

Многие слушатели остались после лекции для того, чтобы лично пообщаться с профессором. Лекторий “Islamica” и в дальнейшем продолжит свою работу, как для студентов Института востоковедения, так и для многочисленных гостей Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования при ИМОИиВ КФУ. Подобные лекции ведущих ученых являются постоянной информационной площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, связанных с историей и культурой ислама.  

Источник информации: Лейла Алмазова и Диана Шарафеева