11 апреля 2015
В Елабужском институте КФУ обсудили вопросы развития технической одаренности детей и молодежи

10 апреля на базе инженерно-технологического факультета Елабужского института КФУ прошла Всероссийская научно-практическая конференция "Поддержка и развитие технической одаренности детей и молодежи".

В ее оргкомитет вошли представители КФУ, УдГУ, КГЭУ и РАН. В работе форума приняли участие около 200 человек - воспитатели, педагоги, психологи и руководители образовательных учреждений субъектов РФ, научные работники, исследователи, а также студенты вузов. Они заслушали около 40 докладов по проблемам развития технических умений и навыков детей.

Пленарное заседание открыл доклад директора ЕИ КФУ Елены Мерзон, в котором была представлена система деятельности института по выявлению, поддержке и развитию одаренности детей, а также по их психолого-педагогическому сопровождению. Е.Мерзон осветила также важнейшие проблемы подготовки будущих учителей, обладающих профессиональными компетенциями в области технического творчества и роль работодателей в практико-ориентированной подготовке специалистов.

Говоря же о значимости практического обучения студентов технического профиля, она выразила признательность гендиректору ООО "Инвестпромдорстрой-НЧ", председателю государственной аттестационной комиссии Михаилу Левашову. В то время, как многие игнорируют предложения о сотрудничестве со студентами, эта компания уже более 4 лет принимает на практику студентов ЕИ КФУ. Там они знакомятся с техобслуживанием современных автомобилей "IVECO", "Scania" и др., осваивают логистику, участвуют в корпоративных мероприятиях компании и обучаются контраварийному вождению автомобилей.

Профессор кафедры педагогики Института психологии и образования КФУ Валерий Каташев предложил вниманию коллег свою универсальную формулу воспитания одаренных детей. По его словам, для благотворного развития детей педагогу необходимо поддерживать в них такие личностные качества, как интеллектуальность, увлеченность и креативность. А эти качества, по его мнению, заложены в любом ребенке. Суть предложенной формулы - в алгоритме "Делай, как я - делай, глядя на меня - сделай сам - изобрети".

Необходимые условия для развития одаренности детей и молодежи обозначил в своем докладе директор Института психологии, педагогики и социальных технологий УдГУ Александр Баранов. Он считает, что главную роль в подготовке квалифицированных специалистов играет грамотный и не менее талантливый в своей профессии педагог. Говоря же о мероприятии, он отметил, что проведение подобных конференций - ответ на требование сегодняшнего времени: воспитать в ребенке умение не распределять, а создавать ресурсы. В Елабуге, по его мнению, есть дети, не зацикленные на фантазиях о виртуальных мирах, а с малолетнего возраста умеющие создавать далеко не простые технологии, демонстрируя задатки будущих профессионалов.

После пленарного заседания участники разделились на 4 секции, где обсуждались вопросы роли дополнительного образования в развитии одаренности, особенностей обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов, а также психолого-педагогические критерии работы с детьми и значение поддержки педагога в обучении и воспитании технически одаренной молодежи. Педагоги продемонстрировали богатый опыт преподавания, ознакомив коллег с разработанными ими методиками.

В рамках работы конференции был открыт первый не только в Елабуге, но и во всем Прикамье Центр образовательной робототехники, который позволит расширить возможности развития технического творчества школьников. Кроме того, там смогут повышать квалификацию учителя и педагоги дополнительного образования центров детского творчества. 

По окончании конференции была единогласно утверждена ее резолюция, где на рассмотрение МОиН РФ и РТ были вынесены следующие предложения:

- найти возможность выделения дополнительных часов на изучение в школах предмета "Технология" (в том числе, на раздел "Черчение");

- признать реализуемую в ЕИ КФУ систему выявления, развития и поддержки технической одаренности детей и молодежи примером эффективного механизма сохранения и приумножения интеллектуального потенциала России;

- передавать республиканский опыт развития технической одаренности детей и молодежи в другие регионы посредством проведения научно-практических конференций, семинаров и других форм межрегионального взаимодействия;

- изучить опыт сетевого взаимодействия вуза с учреждениями общего и среднего профессионального образования, предприятиями реального сектора экономики;

- поддерживать инициативы на местах, связанные с увеличением количества детей, привлеченных к мероприятиям, целью которых является развитие одаренности;

- включить межрегиональный конкурс "Созидательный труд школьников" в список республиканских олимпиад и конкурсов, проводимых под патронажем МОиН РТ.


Источник информации: Динара Алмагамбетова, пресс-служба Елабужского института КФУ