09 апреля 2015
Война и мир тележурналиста: встреча с военным корреспондентом ВВС

Ее репортажи сегодня транслируются по всему миру, среди рабочих командировок – несколько визитов на Киевский Майдан, в Крым и на Донбасс, ее материалы цитируют ведущие международные СМИ. Речь о выпускнице Казанского Федерального университета, корреспонденте Русской службы ВВС Ольге Ившиной. 30 марта на кафедре телевещания и телепроизводства КФУ журналистка провела мастер-класс для будущих работников телекомпаний.

«Может, сменим уже тему войны?» - с этим предложением Ольга Ившина обращалась к аудитории несколько раз. Но разговор то и дело вновь возвращался к проблеме работы журналистов в горячих точках. «А война – это страшно?» - робко вопрошали студенты младших курсов, «А как стать военным корреспондентом?» - с блеском в глазах искали ответа старшекурсники.

- После нескольких визитов на Донбасс я, пожалуй, начала понимать ветеранов, - призналась Ольга после очередного вопроса о работе военкора. – Осознала, почему те, кто видел войну, отчаянно молчат: вспоминать не хочется. Это очень страшно. То, что зритель видит на экране, и то, что видит съемочная группа на месте событий – далеко не одно и то же. Да, разрушенные дома, да воронки от снарядов, но ни один репортаж не передаст ужаса в глазах местных жителей, кошмара от осознания того, что начинается очередной обстрел…

Правда, и это не стало аргументом для слушателей. Полуторачасовой разговор, запланированный как беседа журналиста-международника о специфике работы в крупном медиахолдинге, по сути своей стал мастер-классом по действиям телевизионщиков в военных условиях. По какому принципу  редакции выбирают, кого отправить в горячую точку? какие права имеют военкоры? защитит ли их заветная надпись «PRESS» на бронежилете от шальной пули? – Ольга старалась дать начинающим практикам  эффективные советы по работе в чрезвычайных ситуациях.

- Всегда, в любой ситуации, нужно «включать голову». И это касается не только работы на войне, даже в мирное время бывают нестандартные задачи. Приехав на место съемки, нужно проанализировать, какие опасности могут подстерегать. Меня как-то на заре журналистской карьеры отправили на съемку, где героем должен был выступать человек с открытой формой туберкулеза. Что делать – поехали. Приехали на точку пораньше, с оператором определили направление ветра и просто встали «по ветру» - так, чтобы во время разговора мы были защищены от вируса. Просто? Именно это и спасает. Едете на съемку по теме лихорадки Эбола – почему бы не взять с собой маски? Отправляют в дальний район – пригодятся сухой паек и теплые вещи. Журналист должен не только «поймать» сенсацию, но и вернуться с этой сенсацией живым и здоровым.

Ольга вспомнила и работу на региональном телевидении (начало телевизионной карьеры связано с ГТРК «Татарстан»),  где также приходилось решать непростые журналистские задачи. Например, ей пришлось провести двое суток в Агрызе близ разрывающихся снарядов с горящего склада боеприпасов. А в освещении известной трагедии с теплоходом «Булгария» важно было психологически взвешенно подавать любую информацию…

Разговор мог продлиться еще бесконечно долго, настолько много вопросов возникло у студентов к военному корреспонденту. Но репортера ВВС в этот день уже ждал вечерний рейс в Москву. Новые командировки, встречи и далеко не простые вопросы, ответы на которые гостю кафедры телевещания и телепроизводства придется искать уже не в уютной университетской аудитории, а на очередном редакционном задании.

Источник информации: Д.Нуриева