17 августа 2012
Мозговой штурм в начале дня

17 августа – второй день фестиваля – начался с мастер-классов. Учителя-участники разбились на группы и разошлись по аудиториям в ожидании интересных и увлекательных обсуждений.

Модератор Татьяна Ходот, доцент кафедры геометрии Российского государственного педагогического университета города Санкт-Петербург, на мастер-классе «Гуманитарная математика» сообщила невероятное:

- Математика содержит колоссальный гуманитарный материал. Математика дает не только базовые знания, но и развивает личность ученика как любая другая дисциплина.

Кроме того, на мастер-классе обсуждались основные проблемы преподавания геометрии в школе. В конце занятия был показан видеофильм «Геометрия в архитектуре Казанского собора в Петербурге».

Область научных интересов профессора Евгения Вяземского связана с вопросами исторического образования в России. На мастер-классе «Тенденции и перспективы развития системы исторического образования в России в контексте мирового опыта» модератор сообщил:

- Цель исторического образования – воспитание гражданина, человека, идентифицирующего себя россиянином, воспитание критически мыслящей личности. В ЕГЭ есть серьезная проблема, этот экзамен не затрагивает нравственность, мораль, культуру, деятельность учителя сводится к передаче ученику базовых предметных знаний, которые, по сути, в разрыве с другими не имеют смысла. Сегодня же нужны широкие знания. В современной России не все так хорошо, позиция рядовых учителей мало учитывается, в сознании власти еще сидит неизвестная мифология самосохранения, а люди сегодня нуждаются в другом.

Кроме того, на мастер-классе обсуждались современная модель образования в России и взаимоотношения государства и учителя.

Модератор Алексей Овчинников, учитель биологии, на мастер-классе «Интерактивные средства обучения» рассмотрел различные аспекты понятия «интерактивность», различные средства обучения, выявил все возможности их использования для создания образовательного пространства школы. Он научил участников не бояться предлагать даже самые смелые идеи, вносить разнообразие в образовательный процесс.

Андрей Успенский, учитель русского языка и литературы, МАОУ «Общеобразовательный лицей «Амтек» города Череповец, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2006», провел мастер-класс на тему «Электрон слова». Вводное занятие по теме «футуризм». Свое занятие он начал с игры на губной гармошке, чтобы на примере показать участникам Фестиваля сочетаемость звуков:

– Еще Пифагор пытался подобрать ноты для передачи звуков воды и природы. Зачем ему это было нужно? Чтобы толкнуть музыку вперед - следовательно, необходимо было перейти от чувствования к системе. Осознания единства всего в природе впервые пришло к поэтам. Пришло время соединить материю и звук. Поэты доказали, что в неделимом атоме слова все же есть мельчайшие единицы – звуки, и с их помощью также можно передавать настроение и чувства. Можно изобразить различные языки, при этом, не сказав ни слова на этом языке. Все можно передать при помощи интонации. Мы перестали слышать слова, которые говорим – теперь мы говорим словами ярлыками. В контексте научных открытий и социальных сдвигов неизбежность футуризма проявляется отчетливей.

Следующий мастер-класс провел Юрий Сенько, Академик РАО, профессор, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета в городе Барнаул. Занятие прошло под названием «Задача в профессиональной деятельности педагога». Свою лекцию он начал с вопроса:

– Что такое текст? Текст – это совокупность понимающего контекста ученика и дидактического контекста учителя. Из данной совокупности вытекает вторичный, или встречный текст, который и является основой для учебного текста. В ходе работы необходимо создать контекст, потому что без контекста все бессмысленно. Не существует учеников, учителей и студентов. Существуют живые люди. Именно поэтому надо создавать дидактический контекст. Вторичный текст – это продукт сотворчества учителя и ученика. В результате работы над вторичным текстом появляется нечто – внешние и внутренние изменения. Для успешной работы педагогам необходимо понять, что такое задача, пример, ситуация, проблема и предмет в учебном процессе.

 

Источник информации: Динара Нуриева, Айсылу Халяфкаева, Пресс-центр