10 марта 2015
Педагогика - это уже не скучно

Елабужский институт КФУ вошел в состав федерального университета в 2011 году. В настоящий момент вуз является «законодателем моды» для педагогического образования России – здесь разрабатываются и внедряются новые программы подготовки и повышения квалификации школьных учителей. О том, изменил ли жизнь старейшего вуза Прикамья переход под крыло университета, мы беседуем с директором института Еленой Мерзон.

– Елена Ефимовна, когда решался вопрос о вхождении в состав федерального университета, не весь профессорско-преподавательский состав был на это согласен – высказывались за сохранение самостоятельности вуза. Теперь, по прошествии нескольких лет, вы считаете, что было принято верное решение?


– Решение принимал ученый совет Елабужского педагогического университета, и надо отметить, что на тот момент это был единственный нестоличный вуз, которому было предложено войти в состав КФУ. На мой взгляд, многие понимали, что стать частью крупного федерального университета с самого его создания было очень даже почетно. С тех пор начались большие перемены. Ректор университета Ильшат Гафуров любит повторять, что самое постоянное сейчас в университете – это изменения. Так и есть: мы все эти четыре года живем ежедневными изменениями, но не потеряли своего основного предназначения – это подготовка педагогических кадров.

В Казани принята и реализуется распределенная модель их подготовки, а в нашем вузе – классическая.

Отрадно, что не было сокращений педколлектива, более того, в связи с открытием новых направлений подготовки мы даже выросли. Педагогический состав омолодился, и это тоже радует. К примеру, самый молодой – факультет экономики и управления, где преподавателей зрительно порой сложно выделить среди студентов. Но это очень талант-
ливые ученые, уже имеющие научные степени и звания.

– Главное здание института – историческое, и его облик менять нельзя, но вот внутри теперь все выглядит совсем иначе.

– Обеспечить отличные условия для обучения студентов – это с самого начала являлось одной из главных наших задач. Поэтому в 2011 году мы составили программу развития на три года объемом в сто миллионов рублей. И даже ее перевыполнили. Сегодня с гордостью принимаем гостей, а студенты и преподаватели трудятся в отличных условиях.

Одним из острых вопросов было отдельное новое здание для биологического факультета. Дело в том, что до недавнего времени факультет располагался в здании студенческого общежития. Но теперь факультет получил свой лабораторный комплекс.

Еще один радостный момент – переезд инженерно-технологического факультета. Этот топовый по нынешним временам факультет располагался в историческом здании бывшей пересыльной тюрьмы. За последние три года здесь значительно обновились лаборатории, мастерские, и места уже просто не хватало. По решению Президента Рустама Минниханова мы получили дополнительное здание площадью пять тысяч квадратных метров. Это, безусловно, даст новые возможности для учащихся республики. Например, совместно с Министерством образования и науки создается центр образовательной робототехники.

– В прежнее время существовала система распределения молодых преподавателей, благодаря чему педагогический состав вузов перемешивался. В Елабугу приезжали воспитанники разных научных школ, они обогащали друг друга. Сейчас в институте работают много его же выпускников. Это не «варение» в собственном соку?

– Я бы так вопрос не ставила. Да, большинство наших преподавателей – выпускники вуза, но они много ездят, учатся. С вхождением в состав КФУ возможностей стажироваться стало значительно больше, в том числе в зарубежных вузах. И аспирантуру многие заканчивают в других городах. Поэтому есть у нас так называемая «свежая кровь».

Кроме того, программа развития института предполагает повышение мобильности и интернационализации. В прошлом году 22 иностранных преподавателя работали в нашем институте. Эти визиты выливаются в интересные совместные проекты. Например, создан центр изучения молодежных культур, онлайн-консультантом которого является Иван Гололобов – почетный исследователь Уорвикского университета (Великобритания). Также открыт лабораторно-образовательный центр компаративных и междисциплинарных исследований в образовании, в работе которого будут принимать участие специалисты международного уровня из трех университетов – Елабужского института КФУ, Техасского университета в Эль-Пасо (США), Хайфского университета (Израиль).

– Вы рассказали об иностранных преподавателях, но у вас есть теперь и иностранные студенты. Для чего это нужно вузу?

– Мы много рассказывали о нашем институте. Любому родителю хочется, чтобы его ребенок в хорошем месте учился и жил. У нас все сошлось: небольшой город, хороший вуз, качество и доступность обучения. И мы очень рады, что в прошлом году более ста зарубежных абитуриентов впервые к нам приехали. Это представители Турции, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и других государств. Кого-то приняли на подготовительные курсы для изучения русского языка, кто-то сразу влился в учебный процесс. Думаю, им у нас уютно.

– В последнее время в институте открывается все больше непедагогических направлений, это происходит за счет сокращения педагогических специальностей?

– Новые направления являются плюсом к педагогическому образованию. Более того, у нас предложений по педобразованию стало даже больше. Институт всегда был центром педагогического образования Поволжья, более 116 лет не изменял своей цели. И мы от этой линии не отклоняемся.

И вообще, педагогика – сейчас это уже не скучно! Посмотрите, к примеру, какие профессии будут востребованы к 2020 году: модератор, разработчик образовательной траектории, организатор проектного обучения, ментор стартапов, игромастер, игропедагог. Вы когда-нибудь слышали о таких специальностях?
Новые направления появляются плюсом к педагогическому образованию. Более того, предложений по педобразованию стало даже больше. Елабужский институт всегда был центром педагогического образования Поволжья, более 116 лет не изменял своей цели

В прошлом году наш коллектив выиграл грант, объявленный Минобнауки России по обновлению содержания образовательных программ подготовки педагогов. И мы стали центром этой работы, у нас есть вузы-соисполнители – из Ижевска, Волгограда, Твери. Программы, разработанные в Елабуге, модульно проходят апробацию в этих вузах. Таким образом, мы становимся «законодателями моды» в развитии и обновлении содержания образования.

– Значительная часть педагогов Татарстана – ваши выпускники. Их работа – это результат в том числе и деятельности вуза. Как вы оцениваете работу системы образования?

– По-разному. Учитель – массовая профессия. На мой взгляд, самый отрицательный момент, не дающий учителю раскрыться, – это большая бумажная загруженность. Сегодня учитель на разрыве. Вы знаете, нам не всегда их даже удается пригласить на повышение квалификации. Когда они приезжают, им начинают из школы звонить: вы не сдали отчет, не заполнили то, другое… Но уверена: система должна меняться. Надо дать учителю творческую свободу в преподавании.

Кстати, у нас есть очень интересные совместные проекты с учителями. В прошлом году провели уже пятый Международный фестиваль школьных учителей. С первого фестиваля поняли, что он нужен не только учителям, но и нам, потому что это очень сблизило нас со школьным образованием. Я очень благодарна, что нас поддерживают и университет, и министерство. Но переживаю, будут ли средства на проведение фестиваля в этом году. О нем знают не только в России, но и в мире, мы создаем ассоциацию участников и модераторов, чтобы вести работу круглый год.

– У вас действуют детский университет и летний лагерь. Вроде бы это не вузовская аудитория. Почему такая работа важна для института?

– Действительно, у нас выстроилась непрерывная цепочка. Детский университет – для слушателей до 13 лет, а летом он выливается в проект «Интеллето», мы приглашаем ребят на активный отдых и продолжение получения знаний. Подростки же участвуют в научной универсиаде, а затем приходят на курсы по подготовке к ЕГЭ. Преподавателям наличие таких проектов позволяет, не уходя с рабочего места, общаться с детьми, лучше их понимать. Ведь это серьезная методическая, исследовательская работа – поиск новых активных методов обучения. Студенты же помогают в организации работы детского университета, для них это важная часть вхождения в профессию.

– Совсем близко находится особая экономическая зона «Алабуга», и резиденты зачастую жалуются на нехватку кадров. Каким образом институт может им помочь?

– Компании-резиденты делают нам заказ, а мы его выполняем. К примеру, обучение персонала предприятия английскому языку или, наоборот, русскому. Но если говорить о потребности в кадрах, то в основном предприятия ОЭЗ нуждаются в рабочих. Сегодня мы разрабатываем программу для студентов инженерно-технологического факультета по освоению рабочих профессий. Уверена, что она позволит нашему выпускнику стать более конкурентоспособным на рынке труда и обеспечит ОЭЗ необходимыми кадрами.

– Какие новые направления педагогической и непедагогической подготовки появились в последние годы?

– Мы провели мониторинг, и оказалось, что педагогов дополнительного образования сегодня нигде не готовят. Чаще всего в кружках с детьми работают люди, не имеющие специального образования, для которых просто тот или иной вид творчества является увлечением. Поэтому мы провели первый набор по направлению «Технология и дополнительное образование».

По направлению «Профессиональное обучение» введен дополнительный профиль «Энергетика». Начинаем подготовку преподавателей информатики для колледжей и училищ. Открыли направление «Дошкольное образование со знанием иностранного языка» – таково требование времени. На биофаке впервые стали готовить не просто учителей биологии, но и химии – это очень важно, так как немало наших выпускников работают в малокомплектных школах. Я рада, что наш подход оказался верным, что подтвердилось в ходе работы аккредитационной комиссии, которая была проведена недавно. Все наши программы успешно аккредитованы.

– В завершение вопрос, не касающийся деятельности вуза: в чем, на ваш взгляд, заключается отличие работы руководителя-мужчины и руководителя-женщины?

– Женщина, на мой взгляд, более требовательна к деталям, обстоятельна, практична. А если говорить о работе в учебном заведении, там, где директор – женщина, учащиеся чувствуют на себе, можно сказать, материнскую опеку.

А поскольку мы разговариваем с вами накануне весеннего праздника 8 Марта, желаю всем женщинам, независимо от возраста и социального статуса, семейного счастья. Пусть этот день принесет множество прекрасных сюрпризов, мир и благополучие наполнят радостью ваш дом, а дорогие люди всегда будут рядом.

 

 

Газета «Республика Татарстан» 

Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Дата: 06.03.2015
Выпуск: №31 (27836) 

http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-77/10120223/