26 апреля 2008
Директорами школ не рождаются

Личность директора всегда вызывает большой интерес у школьников, их родителей, педагогов.

Он всегда на виду, с его мнением считаются, всем интересно, что думает директор, ведь он – капитан корабля под названием «Лицей им.Н.И.Лобачевского при КГУ» - Елена Германовна Скобельцына.

- Мне всегда было интересно, как становятся директорами? Наверное, все начинается с мечты быть похожей на любимого педагога?

- Каждый человек, когда взрослеет, всегда представляет себя кем-то. Будучи еще школьницей, я восхищалась Зинаидой Михайловной Горловой, директором школы №29, где я училась в начальных классах. Она была очень энергичным, знающим и требовательным педагогом, с ее мнением считались. В тот момент она казалась мне самой важной персоной на свете. И я мечтала стать такой же.

- Елена Германовна, Вы в течение нескольких лет возглавляете лицей, который является одним из лучших образовательных учреждений Казани, скажите, а быть директором легко?

- Легко, когда к работе относишься с душой и предвидишь результат, к которому стремишься. И ответственно! Хотя трудностей и сложностей я не боюсь. Очень много разных дел, которых нужно успеть сделать за день, потому что спрос с директора большой. Надо жить интересами детей, интересами учителей, работать вместе и помогать реализовывать свои способности и способности детей.

- Директор – понятие круглосуточное?

- Во все времена тот, кто отвечал за образование детей, был "государевым человеком". Именно директор школы отвечает за всё - от гвоздя в половой доске до качества образования. Да и образование не ограничивается только получением знаний, нужно воспитывать ребят, культивировать у них веру в себя, в свои силы, сделать лицейскую жизнь учеников насыщенной, интересной, творческой и разнообразной. А еще хочется за директорской службой себя в учительской профессии не потерять, вести любимую физику хоть несколько часов в неделю. Вот и получается, что директор - это стиль жизни.

- Значит ли это, что работа в школе - обдуманный, целенаправленный выбор?

- После окончания университета меня распределили на завод «Электроприбор». Там мне пришлось в летнее время трудиться в пионерском лагере сначала вожатой, затем, старшей вожатой, заместителем начальника лагеря. То есть, работая на производстве, моя деятельность была связана, так или иначе, с детьми. И я уже осознавала, что мое призвание - педагогика. Будучи уже учителем, завучем школы, мне хотелось изменить представление о ней, как о некотором консервативном учреждении. Работа в лицее мне очень дорога и интересна.

- Что в Вашей работе является для Вас самым привлекательным?

- Школа уникальна тем, что не бывает механической, рутинной работы, и каждый день не похож на предыдущий. Возможность реализовать свой замысел, увидеть результаты своего труда. Я реализую собственную модель видения мира. И, если, бывает, физически я устаю, то психологически никогда. Работа в лицее для меня не просто деятельность, здесь я получаю несравненно больше, чем даю, ведь в ней нет ничего не важного.

 Как стать преподавателем, которого не только уважают, но и любят ученики?

- Работать и любить свою профессию. Работать вместе с людьми, а не управлять ими. Каждый ученик – это личность, зачастую сложная, противоречивая, неординарная. Им нужен не только педагог, но и старший товарищ, если хотите, который может выслушать, понять, с которым можно просто поговорить. И, конечно, заинтересовать своим предметом. Учитель - это воспитатель, артист, профессионал. Когда это все воплощается в одном человеке, тогда учитель востребован и его любят и уважают ученики.

- Как Вы относитесь к методу брейнсторминга – мозгового штурма?

- Этот метод не новый, но оправдан опытом, который позволяет научить детей быстро принимать решения, мобилизоваться. Его суть в том, что ученик в считанное количество времени должен решить какую-то проблему. Причем решить ее можно и шутейным, фантастическим образом, находящимся за рамками рациональности. Идеи принимаются все, нельзя говорить "нет, ты знаешь, это совсем бред". Здесь заложено некое "расковывание" сознания, и когда это происходит, то возникают и идеи, имеющие непосредственное, практическое приложение. Этот способ позволяет научить детей быстро принимать решения, мобилизоваться в трудной ситуации.

- Как Вы относитесь к свободному, американскому методу ведения уроков?

- Такой стиль ведения уроков предполагает определенное воспитание, но мне ближе наша традиционная форма, которая наиболее приемлима для российского менталитета. Российская классическая система образования достаточна хороша, ее не надо ломать, надо ее поддерживать.

- Можете ли Вы угадать ученика с мировым именем? Если да, то, по каким признакам?

- Талантливых детей видно сразу. Они – особенные. Их отличает живость ума, необычайная любознательность, стремление все знать. Трудолюбие и талант – это две необходимые составляющие успешности.

- Во все времена учителя были настоящими интеллигентами. Замечательных учителей, которые живут школой, своим предметом сейчас тоже немало. Как, по-вашему, сегодня можно говорить о школьном симбиозе морали, этики и доброго отношения к человеку? Или учительские души зачерствели?

- Именно в школе в большинстве своем работают только подвижники. Это удивительные люди, поскольку благодаря их духовно-нравственному идеалу и жива сегодня школа, она развивается и движется вперед. А равнодушные урокодатели, временщики, просиживающие за учительским столом время, не задерживаются, уходят. Школа их просто отвергнет. Сегодня учитель - творчески саморазвивающаяся личность, не принимающая рутины и однообразия. Созидать, творить, пробовать - это обычное профессиональное состояние.

- Ваша педагогическая фишка?

- В любви к детям и профессии. Я горжусь тем, что дети не боятся сказать мне правду. Им нет смысла лукавить и можно быть самим собой. Я приму каждого таким, какой он есть. И еще у меня есть своя формула успеха. Она проста:Увлеченность + Видение + Действие = Результат.

- Если в толковом словаре в графе «учитель» стоял прочерк, что бы Вы туда вписали?

- Это человек, который открывает пути достижения жизненно важных целей. Миссия учителя не только вложить знания, но и научить ориентироваться в жизненном пространстве.

- Прокомментируете - счастье – это…

- Счастье в труде. Именно труд позволяет стать счастливым.

- Физический вопрос: «Почему бутерброд всегда падает маслом вниз?»

- По закону максимального невезения.

- Ваш лицей – особенный, Вы тесно сотрудничаете с университетом, практически являетесь его структурным подразделением. Какой Вы видите перспективу развития сотрудничества школы - университета – высшей школы – науки?

- Направления уже реализуются. Условно, их можно выделить три. Во-первых: выпускник лицея – студент КГУ. Вторым направлением я считаю совместную научно- педагогическую работу КГУ с преподавателями лицея, с Ассоциацией «Казанский университетский образовательный округ». И третье - реализация совместных проектов, защита кандидатских диссертаций в области фундаментальных наук, ведь педагоги лицея представляют интерес как молодые ученые. Учитель должен постоянно совершенствоваться, развиваться всесторонне. А вообще лицей – это большая дружная семья, живой организм, где есть место не только образованию и воспитанию, но и праздникам, конкурсам, творческой жизни. Здесь нас ждут радости и тревоги, новые успехи и ожидания.

Елена Германовна - удивительный человек. Это замечательный руководитель, прекрасный преподаватель, и просто обаятельная женщина, которая любит жизнь, свою работу, и успевающая буквально все - быть директором и заниматься наукой, участвовать в профессиональных конкурсах и быть хранительницей домашнего очага.

В ближайшее время стартует Всесоюзный конкурс "Женщина года 2008", в котором она примет участие.

Пусть профессионализм, знания и мудрость, увлеченность любимым делом приведет Елену Германовну к победе!

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Галины Боглаевской