21 января 2015
Подарок КФУ ко дню рождения Минтимера Шаймиева

20 января государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев отметил свое 78-летие.

Казанский Федеральный университет в честь этой даты подготовил для именинника небольшой сюрприз. Исследователи и разработчики проекта «Болгар» выпустили тизер технической демо-версии проекта и презентовали его Минтимеру Шариповичу.

Напомним, 23 июня 2014 года стало известно о включении Болгарского историко-археологического комплекса в Список Всемирного наследия Юнеско. Это результат труда ученых, много лет занимавшихся комплексным изучением древнего города. Их исследования были направлены на решение загадок в истории Болгара: когда возникло поселение, как развивалось, каковы были культура и быт.

Но простое текстовое описание не может дать исследователю наиболее полного представления об изучаемом объекте. Да и рисунок, чертёж или карта лишь дополняют образ, но не представляют его полностью. Другое дело - трехмерная реконструкция археологических объектов, а также моделирование отдельных предметов старины, которые позволяют получить полную, яркую картину прошлого и открывают широкие возможности для исторических исследований.

В деле возрождения Болгар принимают участие коллективы многих научных организаций, в числе которых Академия наук РТ, Институт археологии АН РТ, Институт международных отношений, истории и  востоковедения и другие. Реконструкцией Великого Болгара в 3D занимается Высшая школа ИТИС КФУ.

- По сути, мы заново открываем современникам Великий Болгар  XIV века, - рассказывает руководитель лаборатории визуализации и разработки компьютерных игр  Высшей школы ИТИС  (Digital Media Lab) Влада Кугуракова. -  А для этого нам нужно знать, какие были постройки, как одевался народ. Поэтому нашими ребятами обрабатывается гигантский пласт научных исследований. Описания, встречающиеся в архивных записях, позволяют в точности воссоздать все особенности архитектурных сооружений реконструируемого нами периода: метод строительства, материал, из которого построена крепость, мечеть или хижина (дерево, камень или что-то другое).

Помимо реконструкции исторических объектов, программисты ИТИС создают  модель искусственного интеллекта, симулирующую поведение жителей тех времен.

- В реконструированном городе не будет пустынно: по его улицам будут бегать дети, работать мастеровые, торговать купцы. Все персонажи будут одеты в национальные костюмы того периода,  согласно своим статусам: воины, служанки, гости заморские, эмир и его свита, служивые люди, рабы и крестьяне.

3D-моделлеры воссоздают также и ландшафт, восстанавливая информацию по геологическим исследованиям. Большая работа была осуществлена специалистами Казанского университета и в области вещественного анализа, позволяющего максимально точно "создать" людей.

- У нас все основано на точных исторических исследованиях, которые были сделаны археологами, историками, геофизиками, этнологами и антропологами.

Закончить работу участники проекта «Болгар» планируют к концу 2015 года. Посмотреть тизер проекта можно уже сейчас.

Источник информации: Высшая школа ИТИС по материалам Галины Хасановой