14 октября 2010
История не знает сослагательного наклонения



14 сентября в рамках юбилейных торжеств Национального музея РТ (115 лет) открылся Международный Музейный Форум, на который собралась музейная элита России и ближнего зарубежья – республик Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Литовской республики. Участие в конференции приняли руководители крупнейших музеев России - Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Русский музей, Российский этнографический музей, Государственный Дарвиновский музей и другие. 

В программе конференции - обсуждение актуальных проблем, связанных с культурным наследием, значение музеев в развития общества, разработка стратегии музейной деятельности. В зоне особого внимания – культурно-образовательная миссия региональных музеев, представляющих историю многонационального российского государства.

В рамках форума в лицее им. Н.И.Лобачевского при КГУ состоялась работа секции «Культурно-образовательная миссия музея», посвященная партнерству музея, школы и вуза.

Открыла мероприятие директор лицея Елена Скобельцына: «Для нашего учебного заведения большая честь принимать у себя гостей – сотрудников музеев, музееведов, историков, учителей, педагогов, преподавателей - всех, чья деятельность направлена на сохранение и возрождение уникальных памятников культуры и истории. Мне очень приятно познакомить вас с музеем истории образования, созданным в стенах бывшей Мариинской гимназии 

С докладом «Культуротворческая функция университета и его влияние на региональное образовательное пространство» выступила заместитель директора Института непрерывного образования Казанского федерального университета Ирина Терентьева, познакомив слушателей с деятельностью Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ». «В деятельности Округа одно из приоритетных направлений - развитие музейной сети. Ведь музеи, большие и малые, активно участвуют в воспитании духовных ценностей молодого поколения и несут в себе мощный образовательный потенциал, а также решают общую воспитательную задачу - формирование человека образованного, культурного и толерантного». Презентация.

Сообщение директора УМЦ КФУ Сергея Ионенко было посвящено преемственности образовательных традиций: «Одна из главных проблем школьных музеев – их дальнейшая судьба после открытия. А создание музея собственно учебного заведения с его богатой и интересной историей, безусловно, является залогом его долголетия», - подчеркнул Сергей Иванович.Презентация. 

О современной модели школьных музеев г. Казани проинформировала Людмила Тимофеева, доцент кафедры музеологии КФУ. Тему преподавания истории быта озвучила доцент кафедры отечественной истории КФУ Наталья Федорова: «Многие музеи, создавая экспозицию, мало уделяют внимание бытовой повседневной культуре. В преподавании я столкнулась с тем, что у студентов нет зрительного образа, к примеру, советской эпохи. Они не знают, как выглядит керосинка, радиола, авоська. И еще я хотела обратить ваше внимание к одной проблеме: студенты-историки не умеют работать с экспозицией». 

Большой интерес вызвал доклад доцента кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского гуманитарно-педагогического университета Альфии Галимуллиной, посвященный творческим встречам с казанскими писателями в Литературной гостиной Национального музея РТ. «Одним из действенных форм внеаудиторной работы со студентами в ТГГПУ являются творческие встречи с казанскими писателями, ведь одним из основных принципов овладения гуманитарным знанием является диалог. Тесное сотрудничество педагогического вуза с музеями позволяет повысить эффективность научной, учебной, и воспитательной деятельности», - подчеркнула Альфия Фоатовна. Презентация. Доклад.

Коллега из Омска Фарида Буреева представила опыт областного музея искусств им. М.А.Врубеля, рассказав о театре живописи: «Наш проект – это интереснейшая литературно-художественная программа, соединившая в себе живопись, литературу и театр». Интересным было выступление Светланы Ковальчук, которая поделилась опытом учебно-воспитательной работы со школьниками в Тульском экзотариуме. А коллега из казанской школы №112 Гульнар Гильмутдинова познакомила аудиторию с практикой, применяемой в начальных классах: «Одним из методов приобщения к истории является сочинение, например, на тему «История одной вещи», или непонятный (пока) исторический термин, чтобы ребята смогли его найти, что он означает. Или сочинение на тему «Великая Отечественная война – подвиг сверстников», где мы просим школьников мысленно стать на их место. Также метод театрализации в преподавании истории и музейной работе незаменим. Он не только прививает интерес к культуре, но и выявляет скрытые способности учеников». 

На современном этапе развития общества, когда становится актуальной проблема исторической памяти, деятельность музеев, посвященных Великой отечественной войне, музеев-мемориалов - особенная тема на форуме.

Заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаил Черепанов начал выступление вопросом: «А интересна ли сейчас тема Великой Отечественной войны?» «Увлечь историей, привить интерес можно, если ребенок сам создает свой собственный поиск. Ведь в каждой семье есть родственники, погибшие на войне, репрессированные. А история Великой Отечественной войны касается, прежде всего, их самих. Спровоцируйте школьника вопросом: «На что рассчитывал Гитлер, нападая на Россию?», «Какой подвиг совершил Герой Советского Союза Михаил Девятаев?», поиграйте с ним в Генштаб. И я уверен, что ему будет очень интересно. А если он при этом много раз посетит музей – это уже говорит о патриотизме», - констатировал Михаил Валерьевич. Далее участники форума подробно познакомились с экспозициями лицейского музея.

Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходило до тебя, и будет происходить после. От веры, что история твоей школы, твоего города, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важны музеи, где можно прикоснуться к вечному.

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Галины Боглаевской, Гульгены Какулевой.