21 января 2011
Интеграция школьного и вузовского образования

Понятие «школа» у большинства людей ассоциируется с детством. «Классные» комнаты, парты, географические карты и портреты классиков на стенах. Веселые и суматошные переменки. Школяры. Маленькие и большие, шустрые и веселые, серьезные и непоседливые, шумные и любознательные. Школа. Но, как бы она не называлась, - гимназия, лицей, Центр образования, – это, прежде всего, ученики и учителя, учебники, средства обучения. История школы очень богата. А что представляет собой школа двадцать первого века?

Это не только светлые, удобные и просторные классы, оснащенные современным интерактивным оборудованием. Это молодёжь, которая решает сложнейшие задачи по физике, математике, исследует многие проблемы общества, создаёт свои проекты, владеет иностранными языками. Это учителя – мастера своего дела, квалифицированные специалисты.

 21 января в Центре образования №178, входящего в состав Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ», состоялась рабочая встреча педагогического коллектива с представителями Казанского федерального университета. В мероприятии приняли участие проректор по образовательной деятельности Рияз Минзарипов, деканы и заместители деканов факультетов, руководители институтов КФУ.

Центр образования №178 – учреждение нового типа, главная «фишка» которого состоит в возможности получения непрерывного образования, начиная с детского сада и заканчивая специальными подготовительными курсами для поступления в вуз. Школа рассчитана на 636 мест, 34 ее кабинета оснащены интерактивными досками, мультимедийными проекторами, акустическим оборудованием и компьютерами для учителей. Девиз этого современного учреждения – «Обучать всех и каждого».

 Деканы побывали на уроках в начальных классах, у старшеклассников и в выпускных классах. Так, например, на уроке математики гостям ребята продемонстрировали возможности использования интерактивной доски, документ-камеры, а преподаватель географии наглядно показал, как легко с помощью интерактивного инструмента провести замеры, построить географическую карту любой местности.

В лингафонном классе преподаватели университета могли познакомиться с работой мобильного лингвистического кабинета. «Ребята могут не только смотреть фильмы и слушать аудиофайлы, но и развивать навыки аудирования. То есть совершенствовать индивидуальную языковую траекторию», – подчеркнула учитель английского языка. Оживленный интерес вызвала библиотека, представляющая собой современный информационный центр с компьютеризированными рабочими местами. «Здесь ребята могут не только готовить домашние задания, но и заниматься научно-исследовательской работой», - рассказала сотрудник библиотеки. Так, гостям представили презентации младших школьников - «История моей фамилии» внучки Шигабутдина Марджани в 7-м поколении и исследовательскую работу Артура Хайрутдинова «Влияние света и тепла на фотосинтез растений».

«Благодаря отличному современному оборудованию, я узнаю, какую оценку получил тот или иной ученик, а родители через электронный журнал видят успехи своих детей. Беспокоиться о том, как питаются дети, сегодня не стоит. Через систему безналичного расчета можно отследить рацион своих чад и заплатить за школьные обеды таким же образом, как происходит пополнение сотового телефона. Также у нас налажена внутриклассная система наблюдения и просматривается пришкольная территория. Два крытых бассейна, спортзал, зал хореографии, а также многофункциональное спортивное ядро со специальным искусственным покрытием и игровая площадка. Но сегодня школа, пусть даже хорошо оснащенная современным оборудованием, это не «камера хранения с техническими наворотами». Работать без активного сотрудничества с высшей школой – Казанским университетом нам очень сложно», - обратилась к гостям директор Центра образования №178 Венера Хайрутдинова. - Стремительное развитие технического прогресса третьего тысячелетия определило интегративный характер школьного образования. Ученики сегодня свободно и легко общаются с современной техникой. Их знание информационных технологий подчас превосходит компетенции учителя, они легко обгоняют его. Нашим учителям необходима ваша поддержка»

 Обсуждая направления сотрудничества, педагоги озвучили наболевшие вопросы: нужны «крепкие физики и математики» – научные руководители для создания физико-математической кафедры и филологи для организации гуманитарно-лингвистического направления. «Далее, хочется отметить важность создания Малых центров руководства «профессорских» классов. И здесь ваша, университетская помощь, просто неоценима. Учителям не хватает знаний. Хорошо бы ученые КФУ могли проводить консультативные практики для педагогов, экскурсии на кафедры для школьников. Современное преподавание технических дисциплин диктует развитие межпредметных связей. К сожалению, они у нас слабо развиты. Особенно в физике, химии, математике, географии. Недавно в нашей школе проводился форум школьных научных обществ, где директор УМЦ КФУ Сергей Ионенко подарил нам замечательные учебники по подготовке к ЕГЭ, разработанные университетскими преподавателями. У нас есть огромное желание встретиться с авторами этих учебных пособий. Также мы не имеем опыта сдачи ЕГЭ по английскому языку. Было бы просто замечательно, если бы психологи университета проводили с учителями тренинги, хотя бы раз в месяц», – взволнованно педагогический коллектив Центра образования №178 говорил о насущных проблемах.

Особо выделили учителя и необходимость формирования правовой культуры у подростков: «Учатся у нас разные ребята. К сожалению, некоторые из учеников даже не подозревают об ответственности, например, за кражу. А еще лучше, чтобы мы с вашей помощью могли создать виртуальную юридическую клинику». Также педагоги затронули проблему подготовки олимпиадников: «Нужна ваша помощь - научить ребят решать олимпиадные задания». В ответ на это со стороны университетских ученых прозвучали конкретные предложения.

 

Подытоживая встречу, проректор по образовательной деятельности КФУ Рияз Гатауллович отметил: «Сегодня мы услышали не только о достоинствах данной школы, но и выявили животрепещущие проблемы, актуальность которых бесспорна. Предпосылки этого поля деятельности уже заложены в стратегии развития университета. Казанским университетом накоплен большой опыт в системе довузовского образования. На базе КФУ есть базовые школы, с которыми мы активно работаем. В этом же интеграционном ключе работает Ассоциация «Казанский университетский образовательный округ». В ближайшем будущем планируется создание лицея для одаренных детей интернатного типа. Все учителя будут получать базовую подготовку в КФУ. Думаю, что в ближайшее время мы подготовим проект договора и наметим основные направления совместной работы. Настрой у нас боевой. Мы очень заинтересованы в таком сотрудничестве. Нет более важного в современных условиях, чем эффективная интеграция школьного и вузовского образования».

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ, фото Анастасии Брусовой