10 декабря 2011
Олимпиады для школьников как средство развития одаренности

Олимпиады - традиционный и эффективный проверенный способ выявления и развития творческих способностей школьников, обеспечивающий высокую мотивацию к образовательной и научной деятельности.

В рамках содействия и оказания помощи в подготовке муниципального этапа Всероссийских олимпиад 2012г. преподаватели и аспиранты Казанского федерального университета (75 человек) приняли активное участие в экспертизе олимпиадных работ по общеобразовательным предметам, которая проходила в Центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г. Казани в течение 2-х недель ( с 15 ноября по 3 декабря).

Сегодня сложно переоценить значение олимпиады. Ведь успешное выступление требует от ребят углубленных знаний предмета, высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке, быстро усваивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.

Как отмечают организаторы, проведение муниципального этапа Всероссийских Олимпиад позволила расширить практику взаимодействия образовательных учреждений. «В этом году мы впервые сотрудничаем с Казанским федеральным университетом, и очень рассчитываем, что такое взаимодействие будет успешным, - выразила надежду директор Центра Гузель Зарипова.- Привлечение экспертов из числа преподавателей и аспирантов КФУ позволяет объективно оценивать олимпиадные работы». 

«Участвуя много лет в экспертизе, я столкнулся с проблемой оценивания эссе. Здесь наша главная задача – определить критерии, чтобы не было двойных стандартов. Мы должны оценивать качество текста, логику, аргументированные рассуждения. К примеру, эссе предполагает личную позицию автора, что обязательно для этого жанра. Было бы предпочтительнее, чтобы в составе всех комиссий были представители Казанского федерального университета», - подчеркнул эксперт, учитель истории лицея-интерната №2 Юрий Лазарев.

Состав жюри муниципального тура предметных олимпиад формировался из учителей, представленных районными отделами образования и представителей КФУ. Работа начиналась с разбора заданий и выявления соответствия предлагаемых ответов с заданиями.

«Нужно отдельно отметить активную позицию комиссии КФУ по таким предметам, как русская литература; немецкий, французский, английский языки; химия; МХК, астрономия, физика, технология, биология именно в разборе заданий. По некоторым предметам произведена экспертиза качества проверки работ городской комиссией, сделаны предложения по усовершенствованию этого процесса», - акцентировала Гузель Динарисовна.

Поделились своими впечатлениями и некоторые члены экспертной комиссии КФУ.

Игорь Седов, кафедра физической химии Института химии им. А.М.Бутлерова

- Проверка олимпиады по химии прошла качественно, благодаря сотрудникам и аспирантам КФУ, а также подготовившим сами задания олимпиады. Результаты по 9 классу для нас были интересны тем, что эти школьники могут впервые в своей жизни представить Казань на Всероссийской олимпиаде по химии. Очень высокие результаты (свыше 80 баллов), показали несколько учащихся.

Надо отметить, что все прошлогодние победители и призеры республиканской и всероссийской олимпиады из 10 и 11 класса, проходившие в прошлом году подготовку на базе университета, показали высокие результаты и в этой олимпиаде. Тем не менее, результативность потенциальных абитуриентов – учеников 11 классов – не внушает особого оптимизма за исключением двух участников Всероссийских олимпиад прошлых лет.

Особенно настораживает, что ребята плохо справились с задачами, требующими знаний основ физики и умения мыслить логически. Среди лучших высок процент учащихся специализированных физико-математических школ и классов. Из 11 человек, показавшие лучшие результаты и признанных победителями в разных классах трое представляют Лицей им Н.И.Лобачевского, четверо – лицей №131.

К сожалению, результаты других участников общеобразовательных школ наглядно показывают недостаток преподавания химии в непрофильных классах. Вместе с тем, среди победителей есть и ученики обычных школ, которым целесообразно бы предложить обучаться в лицее при КФУ.

В качестве негативного момента нужно отметить низкий интерес учителей к успехам своих воспитанников, лишь немногие после окончания проверки изъявили желание посмотреть их работы.

В целом общегородская проверка работ школьников существенно увеличивает объективность и качество проверки, как с точки зрения компетентности жюри и единообразия критериев оценки, так и предотвращения предвзятости из-за конкуренции между педагогами, школами и районами.

Анна Гошунова, аспирант Института экономики и финансов

- Хотелось бы подчеркнуть слаженную работу всех экспертов. Я впервые принимала участие в проверке олимпиадных работ. Это очень ценный опыт.

Альфия Зарипова, кафедра немецкой филологии Института филологии и искусств.

- Мне бы хотелось высказать некоторые замечания. Для более результативной работы необходимо подготовить таблицы для ввода результатов по отдельным заданиям и подсчета результатов. По возможности, следовало бы увеличить квоту для учащихся школ с углубленным изучением немецкого языка на региональном этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку для получения и накопления опыта участия в подобных конкурсах. 

Фарида Маликова, эксперт, учитель биологии лицея-интерната №2 председатель комиссии по биологии.

- На мой взгляд, имеет место неверная система подсчета баллов во второй части, когда (победитель оценивается по сумме положительных баллов) баллы даются только за верные ответы и не снимаются за неверные. Ребенок, не знающий правильного ответа, но отметивший «на всякий случай» все ответы - набирает максимум баллов за задание. Некоторые вопросы были не соразмерны с коэффицентом сложности задания. Распределение биологических тем в разных классах не совсем пропорционально.

Татьяна Ахматова, учитель русского языка и литературы лицея-интерната №7

- Участие в экспертной работе показало, что необходимо выработать четкие критерии анализа прозаического и лирического текстов. Кроме того, в методических рекомендациях не было оговорено, что творческое задание должно быть по выбору – одно из трех.

По окончании теоретического этапа олимпиадных работ в Центре обобщили заключения и замечания экспертов. «Унификация подготовки экспертизы муниципального этапа олимпиады дала в целом положительные результаты. Хотелось бы продолжить сотрудничество с КФУ. Опыт экспертной работы, высказанные замечания и предложения убеждают в необходимости поддержки со стороны университета. Неплохо складывается практика в проведении учебно-тренировочных сборов во время каникул, когда осуществляется конкретная помощь специалистов в углубленном изучении предметов, мероприятий тренировочного характера, таких как турниры, бои, дебаты. Большая надежда на проведение семинаров-практикумов для учителей по вопросам решения олимпиадных задач. Хочу выразить большую благодарность за оказанную помощь и надеяться на то, что многие нынешние участники олимпиады будут в числе абитуриентов и студентов КФУ», - подытожила директор Центра для одаренных детей.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ