02 февраля 2010
Дифференцированные подходы к обучению в образовательном процессе

Динамизм развития современного общества диктует нам требования обновления образовательной политики. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Какой должна выглядеть школа ХХI века, чтобы подготовить ребенка к полноценной жизни и труду? Ведь уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах, как правило, собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей и, следовательно, они не могут равномерно продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. 

Этой теме был посвящен городской семинар-совещание, который состоялся 2 февраля в лицее им. Н.И.Лобачевского при КГУ. Организаторами выступили: Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Городской информационно-диагностический центр, отдел образования Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования по Вахитовскому району г. Казани, Ассоциация «Казанский университетский образовательный округ». В мероприятии приняли участие руководители и педагоги образовательных учреждений Ассоциации «КУОО», а также представители других казанских школ.

 Семинар открыла директор лицея Елена Скобельцына: «Главная цель педагогов - это создание, прежде всего, комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей. Мы представляем Вашему вниманию модель, которая реализуется в лицее. Презентация.

Со спецкурсом «Технология карьеры как форма реализации дифференцированного подхода к обучению в диаде «Лицей – КГУ» познакомила слушателей заместитель директора Института непрерывного образования КГУ Ирина Терентьева. «Казанский государственный университет и лицей имеет общую цель – успешное самоопределение выпускника. Планирование развития карьеры всегда было важно. Но сегодня оно, по мнению западных аналитиков, приобретает особенное значение. Ведь это длительный процесс, который начинается еще со школьной скамьи», - отметила Ирина Васильевна. Презентация 1. Презентация 2.

О формах и методах управленческой команды в организации данного подхода к образовательному процессу рассказала главный специалист ГИДЦ, куратор инновационной деятельности школ г. Казани Ирада Галеева. Презентация.

Дифференцированный подход к обучению мы рассматриваем как многоуровневый образовательный проект», - обратила внимание коллег заместитель директора Татьяна Алексеева, представляя аудитории опыт лицея в гуманитарном направлении. Презентация.  Презентация  заместителя директора Раисы Даминовой была посвящена организации дифференцированного обучения в физико-математическом профиле. Презентация.

Формат семинара позволил познакомиться с методикой проведения открытых уроков истории, обществознания и физики. Урок обществознания с использованием технологии игры «Дебаты» на тему «Попадание в субкультуры наносит молодежи вред» провела учитель истории и обществознанияАлевтина Егорова. Ребята активно включились в обсуждение темы, свободно и непринужденно высказывали свое собственное мнение. Молодой педагог Максим Воронин продемонстрировал презентацию и видеоролик о проведении «Модельного судебного процесса по защите прав потребителей». Презентация. Свою концепцию проведения уроков физики для социально-экономического и физико-математического классов представили Игорь Григорьев и Алексей Сомов. А учитель биологии Инна Воловник показала коллегам результаты внедрения в лицее балльно-рейтинговой системы качества оценки знаний. Презентация.

Как организована воспитательная работа в лицее сообщила заместитель директора по воспитательной работе Галина Боглаевская. «Воспитательная деятельность строится на основе метода проектов, которые интегрируют формальное и неформальное образование. Например, в лицее действует проект «Космические разведчики», где ребята изучают физику в турпоходах, а проект «Вводно-адаптационный тренинг» позволяет легче адаптироваться к лицейской жизни. Участие в дискуссионном клубе помогает закрепить навыки эффективного общения, а работа по созданию и выпуску газеты «ЛиГа» объединяет творческих людей – педагогов и учеников, тем самым создавая благоприятные условия для самореализации и освоения новых социальных ролей и видов деятельности», - поделилась основными направлениями в работе Галина Ивановна. Презентация. Презентация 2.

Далее состоялось торжественное вручение благодарственных писем членам Ассоциации «Казанского университетского образовательного округа». «Мероприятие, в котором приняли участие так много педагогов, вызывает много позитивных мыслей. Ведь от нашего вклада в образование рождается новая Республика Татарстан. Я уверена, что наше сотрудничество – это залог крепких профессиональных отношений, который будет содействовать укреплению имиджа педагога и эффективному развитию образовательной траектории», - поздравила коллег Ирина Терентьева.

В заключение мероприятия педагоги обменялись мнениями. «Деятельность округа – это хороший задел на будущее образования. А опыт наших коллег – это то, к чему надо стремиться. В лицее чувствуется дух свободы, демократии и позитивных творческих начинаний», - высказала свою точку зрения директор школы №111 Анастасия Звездина.

Роль среднего образовательного учреждения как базового звена образования сегодня чрезвычайно важна. Ее способность гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом положительный опыт, поиск новых форм работы учителя, внедрение инновационных методик способствуют реализации главной задачи образовательной политики – обеспечению качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

 

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Галины Боглаевской