18 января 2012
Декан биолого-почвенного факультета Рушан Сабиров: "По мировоззрению являюсь биоцентристом!"

Биолого-почвенный факультет Казанского (Приволжского) федерального университета в настоящий момент претерпевает бурное развитие. Приобретается новейшее уникальное научное оборудование, открываются новые научно-исследовательские лаборатории, такие как лаборатория клеточных и генных технологий, молекулярной биомедицины, биомедицинской инженерии и другие, создаются инновационные научно-производственные малые предприятия. Об этом, и не только, наше интервью с деканом факультета Р.М.Сабировым

– Рушан Мирзович, каковы основные векторы развития биолого-почвенного факультета в связи с созданием КФУ?
– Многие новые структуры нашего факультета имеют биомедицинскую направленность. Это не случайно – развитие биомедицинского направления является одним из приоритетов в Программе развития КФУ. Наш факультет к тому же стал основой для открытия Института фундаментальной медицины (ИФМ). На базе наших кафедр будут созданы новые кафедры и лаборатории ИФМ – кафедры медицинской биохимии, фармакологии, медицинской микробиологии, медицинской генетики, лаборатории фармакогнозии, нормальной и патологической гистологии и другие. Помимо биомедицинского новое наполнение в связи с мощным развитием приборной базы получили и другие актуальные научные направления – бионанотехнология, другие технологии живых систем, космическая биология, биоразнообразие.
Биолого-почвенный факультет является старейшим в Казанском университете, имеет богатейшие традиции, широко известен в России и за рубежом. Поэтому мы с осторожностью относимся к вопросу о переименовании в институт, хотя этот вопрос обсуждался на Ученом совете факультета. Нынешний статус также позволяет активно развиваться как учебно-научное подразделение КФУ. Тем более, что в других федеральных университетах факультеты существуют наряду с институтами.
В состав биолого-почвенного факультета в ближайшее время войдут 4 биологические кафедры естественно-географического факультета ТГГПУ. Однако присоединение станет не механическим, а произойдет путем реорганизации. Две присоединяемые кафедры буду расформированы, но появится новая кафедра - биотехнологии. Кафедра анатомии, физиологии и охраны здоровья человека, возможно, будет переименована в кафедру биомедицины и позднее войдет в состав ИФМ. Кафедра биоэкологи войдет в состав факультета без изменений. Новая структура биолого-почвенного факультета позволит вести подготовку по всем профилям биологического образования, которые реализуются сейчас в классических университетах России, и будет соответствовать вызову времени.

– По каким направлениям ведется обучение?
– Обучение с нового учебного года будет вестись по 3 направлениям: «Биология» (профили подготовки – биохимия, микробиология, генетика, физиология растений, биотехнология, физиология человека и животных, ботаника, зоология беспозвоночных, зоология позвоночных, биоэкология), «Почвоведение» (профили – почвоведение, агроэкология), «Педагогическое образование» (биология и химия, биология и география, биология и английский язык). Новыми для нас являются биотехнология, биоэкология, педагогическое образование. Как видно, выбор очень широкий, и в этом отношении мы уступаем, пожалуй, только Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам. Развитие биологического образования будет происходить в первую очередь путем развития магистратуры. Уже сейчас мы принимаем в магистратуру на 9 магистерских программ («Биохимия и молекулярная биология», «Медико-биологические науки», «Микробиология и вирусология», «Физиология растений», «Биотехнология», «Зоология беспозвоночных», «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Биоэкология»), в ближайшее время открываются магистерские программы «Генетика», «Фармакология», «Ландшафтный дизайн». Готовятся магистерские программы «Биология клетки», «Ботаника», «Зоология позвоночных», «Прикладная гидробиология», «Биология в школе» и другие. Напомню, что пока в магистратуру на бюджетной основе могут поступать и специалисты. Но когда произойдет первый выпуск бакалавров-биологов, для специалистов обучение в магистратуре станет платным. Мы рассчитываем стать главным центром подготовки магистров биологии в Приволжском округе.
Также планируется расширение перечня программ довузовской и дополнительной послевузовской подготовки в Учебном центре «Современная биология». Сейчас преподавание ведется по программам «Современная биология (модульный курс)», «Современная биотехнология», «Биоинформационные и математические методы в биологии и медицине», «Достижения XXI века в биохимии и молекулярной биологии», «Современные методы в биологии», «Основы биотехнологии», «Биоинформатика», «Взаимодействие лекарств в организме человека». Готовятся новые учебные программы по различным областям биомедицины, биотехнологии, гистологии, прикладной гидробиологии.

– Готовите ли Вы преподавателей школ? Или только научных работников? Как трудоустраиваются Ваши выпускники, где и кем они работают, каковы перспективы по окончанию учебы, сколько зарабатывают?
– Часть выпускников нашего факультета всегда по желанию шли работать в школу. Как правило, через некоторое время они становились ведущими учителями биологии в Казани и республике, а их ученики становятся победителями олимпиад разного уровня, включая республиканские и всероссийские. А с предстоящего учебного года подготовка учителей школ станет планомерной, об этом я говорил, отвечая на предыдущий вопрос. Для этого будет задействован весь потенциал биолого-почвенного факультета, будущие педагоги буду выполнять выпускные квалификационные работы на кафедрах на новейшем научном оборудовании, освоят современные методы биологических исследований. Это позволит готовить школьных учителей самого высокого уровня. Есть и заочное обучение. Будущие педагоги по выбору будут дополнительно осваивать профессию учителя химии, географии или английского языка. Продолжительность учебы в этом случае составит 5 лет. Это значительно расширяет возможности трудоустройства и выполнения большей учебной нагрузки, соответственно увеличивается зарплата. Желающие выпускники-педагоги могут продолжить обучение в магистратуре.
Большинство же наших выпускников распределяются в академические и ведомственные научно-исследовательские учреждения, научно-производственные и проектные организации, пищевое и биотехнологическое производство, учреждения системы стандартизации фармакологической и пищевой продукции, лаборатории функциональной диагностики и патофизиологии, предприятия нефтехимической промышленности, селекционные станции, санэпидемстанции, станции защиты растений, лесные опытные станции, агрохимические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности, организации по мониторингу окружающей среды, учреждения системы высшего и среднего профессионального образования и другие организации.
Конечно, зарплата начинающего молодого специалиста практически всегда бывает скромной, порядка 10 тыс. рублей в месяц. Но полученные знания и профессиональная подготовка позволяет довольно быстро сделать карьеру и стать вполне обеспеченными людьми. Я знаю несколько выпускников, ежемесячная зарплата которых превышает 100 тыс. рублей. Но это - в районах крайнего Севера, биологи там также нужны.

– Каковы проходные баллы, необходимые для поступления на Ваш факультет?
– Проходные баллы от года к году варьируют. В прошлом году на биохимию, микробиологию и генетику реальный проходной балл (по подлинникам документов) по результатам трех ЕГЭ (русский язык, математика, биология) составил 208 баллов, на другие специальности – 160-170 баллов. В этом году на биохимию, микробиологию и генетику потребуется представить результаты 4-х ЕГЭ – еще и химию. Поскольку средний балл ЕГЭ по химии по стране обычно бывает невысоким, мы прогнозируем реальный проходной балл на эти профили в пределах 250. На все остальные профили подготовки проходной балл будет устанавливаться по трем прежним ЕГЭ и составит, очевидно, не более 180.

– Несколько слов о достижениях Ваших студентов и выпускников.
– Мы гордимся достижениями наших молодых ученых в 2010 году. Ассистент кафедры зоологии беспозвоночных, кандидат биологических наук Олег Гусев стал первым молодым ученым в истории Казанского университета – обладателем медали Я.Б.Зельдовича, учрежденной Международным комитетом по исследованию космического пространства - Committee on Space Research (COSPAR) и Президиумом РАН. Неофициально это награда называется молодежной Нобелевской премией.
Наши выпускники на 10-м Московском Международном салоне инноваций и инвестиций получили Золотую (Р.Р.Амиров) и Серебрянную (Е.В.Конюхова) медали. Доцент Н.В.Шулаев и ассистент А.Р.Каюмов стали лучшими молодыми учеными РТ-2010 в области естественных наук. Тимур Абдуллин добился победы в конкурсе командной работы программы «Открытый инновационный университет» на Форуме «Селигер-2010». Неждана Кудряшова стала победителем Республиканского форума 2010 «Молодежная наука и инновации». Список можно значительно продолжить.
И самая горячая новость: статья в американском журнале «Langmuir» в области нанобиотехнологии студентки кафедры биохимии Ренаты Минуллиной и ее руководителя старшего преподавателя кандидата биологических наук Равиля Фахруллина неделю назад анонсирована в престижных «Российских химических новостях». Знай наших!

– Правда ли, что на биофак трудно поступить и трудно учиться. Сколько процентов студентов отчисляются после первой сессии?
– Согласитесь, биолого-почвенный факультет является все-таки специфичным, и к нам не подают документы «на всякий случай» абитуриенты модных сейчас гуманитарных специальностей. Но конкурс, тем не менее, у нас всегда высокий – от 6 до 23 человек на место на разные специальности, в среднем – около 10. Это по всем поданным документам, включая копии, реальный конкурс несколько ниже.
Учиться у нас действительно непросто, сложными являются биологические предметы, много химии. Для успеха в научной работе очень важны также хорошие знания математики, физики и иностранного языка. Но если Вы пришли к нам по призванию, то учиться и работать на нашем факультете очень увлекательно – что может быть интереснее, чем познание самого сложного и прекрасного явления Природы – Жизни.
Случайными оказываются совсем немногие – после первой сессии количество отчисленных студентов не превышает 5%.
– Какими областями биологии Вы сами интересуетесь? Что вас привело в эту область? Дальнейшие перспективы развития биологии в целом в стране и в мире?
– Я являюсь выпускником нашей alma mater, по узкой специализации – морской зоолог, несколько лет проработал в Атлантическом институте в г. Калининграде, ходил в морские экспедиции, занимался изучением биологии промысловых объектов. Сейчас меня интересуют вопросы пресноводной гидробиологии, особенно проблема биоинвазий – проникновение чужеродных видов в новые местообитания, что весьма актуально в связи с глобальными климатическими изменениями. Продолжаю заниматься также морской зоологией, в частности – изучением биоразнообразия беспозвоночных в морях западного сектора российской Арктики, являюсь участником российско-норвежских грантов. Изучение Арктики, как известно, сейчас входит в число приоритетных программ России. Студенты, которые работают под моим руководством в этом направлении, являются участниками международных морских экспедиций и достигли больших успехов – имеют десятки научных публикаций. Чтобы работать по такой теме, нужна не только увлеченность, но и стойкость духа, целеустремленность. Эти качества мы тоже воспитываем в наших выпускниках.
По мировоззрению являюсь биоцентристом. Считаю, что в междисциплинарном развитии научной мысли, хозяйственно-экономической деятельности человека, культурно-нравственном воспитании молодого поколения общества Биология должна стоять в центре. По такому пути развиваются общества передовых зарубежных государств. На такой путь развития сейчас переходит и Россия.

Источник информации: Пресс-центр