09 февраля 2011
"Системный подход к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе"

Процесс введения в традиционных школьных классах новых высокотехнологических решений дает заметный эффект: меняется сам процесс обучения. Если ранее отношения учителя и учеников строилось в «викторианском» стиле, то сейчас можно смело говорить о взаимном партнерстве педагога и школьника – современные IT-решения, будь то компьютер, интерактивная доска, заметно облегчают восприятие и понимание материала учениками. Они создают общую атмосферу взаимопонимания.

 9 февраля в общеобразовательной школе №111, являющейся членом Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ», состоялся научно-практический семинар «Системный подход к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе». Гостями научного мероприятия стали руководители, педагоги-предметники образовательных учреждений Округа, представители Городского методического центра, отдела образования Советского района г. Казани. 

Открыла научно-практическое мероприятие заместитель директора Института непрерывного образования Казанского университета, заместитель председателя Совета Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ»Ирина Терентьева. «Хочется отметить важность подобного общения для нашего образовательного сообщества, ведь все мы – свидетели и участники тех преобразований, которые привносят в жизнь современные информационные технологии. Статус федерального вуза накладывает на Казанский университет определенные обязательства. Мы должны стать центром всего Поволжского региона и без открытого диалога нам не обойтись. Приятно осознавать, что все наши мероприятия помогают обогащать свои практики, ведь сегодняшняя тема – архиактуальна, так как век информационных технологий меняет всю систему образования», - обозначила Ирина Васильевна. 

Директор школы Анастасия Звездина представила аудитории «визитную карточку» учебного заведения: «Школа №111 основана в 1968 году. С 2003 года мы продолжаем участие в эксперименте по предпрофильному и профильному образованию, то есть школа продолжает традиции по выполнению социального заказа родителей и учащихся на углубленное изучение социально-гуманитарных и естественных предметов, - далее Анастасия Яковлевна рассказала о социальном партнерстве с вузами. - Школа взаимодействует с высшими учебными заведениями, такими как КФУ, осуществляя многолетнюю педагогическую практику студентов русской и татарской филологии, и химического факультета, с Татарским государственным гуманитарно-педагогическим университетом». Затем она проинформировала о достижениях учебного заведения. «В нашей школе гармонично сочетается молодость и опыт. Средний возраст учителя – 40 лет. А еще есть все основания гордиться нашей административной командой», - подчеркнула директор. 

Программа семинара представляла собой работу самых разных секций - от психологической компетентности учителей до литературной гостиной, где состоялась встреча с поэтом, лауреатом Государственной премии им. Тукая Гараем Рахимом. Участники семинара побывали на уроке математики, где в формате игры «Следопыты» с помощью интерактивной доски ребята вычисляли, какое животное находится в палатке. Другие в это время совершали увлекательное путешествие в «страну прилагательных». У учителей состоялась возможность познакомиться с методикой использования электронного учебника на уроке английского языка, а также увидеть фрагменты уроков, на которых педагоги продемонстрировали приемы работы с текстом и лингвистический анализ произведения. 

Деятельность психологов в школе была представлена психологическим тренингом «Предотвращение детской агрессивности» и психолого-коррекционным занятием «Спеши делать добро».

Затем заместитель директора Марина Долгополова представила презентацию «Первые шаги по формированию инклюзивной культуры»: «Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения, включая инвалидов. В ходе занятий обсуждаются темы, – какие бывают люди с ограниченными возможностями здоровья, с какими проблемами сталкиваются в семье, обществе, какими видами творчества и спорта они могут заниматься, какие приспособления нужны им для деятельности. И в итоге дети понимают, что инвалиды такие же, как и все, и должны иметь равные права и возможности, - и подчеркнула. – Есть три аспекта развития инклюзии – разработка инклюзивной политики, инклюзивная практика, создание инклюзивной культуры». Презентация.

Большой интерес вызвал доклад преподавателя ТГГПУ Ольги Гурьяновой «Психологическая компетентность учителя», в котором лектор рассказала о такой науке, как соционика и подробно остановилась на типологии личности. «Люди, знакомые с соционикой не понаслышке, согласятся, что в ней заключен такой метод познания и преобразования действительности, который не знает себе равных по сложности системных параметров, которыми оперирует эта отрасль знаний. Для педагогов–руководителей, особенно имеющих лидерский склад характера, полезно познакомиться с достижениями этой науки, применимыми в живой организаторской деятельности. Соционика – великолепный инструмент для создания эффективно действующих коллективов. А для учащихся – это возможность определить свою будущую профессиональную принадлежность, - обратила внимание слушателей Ольга Александровна. – Надеюсь, что мое сообщение поможет всем тем, кто имеет дело с людьми». 

Формат семинара позволил гостям пронаблюдать, как проходят уроки татарского языка, урок-дебаты. Молодой учитель Николай Токранов представил опыт нестандартного использования социальных сетей в воспитательной работе. «Чем привлекают детей социальные сети, как, например, «Одноклассники», «В Контакте.ру»? Это внутренний мир ребенка, способ самореализации. И я использую Интернет, чтобы понять ученика, ведь общение подростков специфично, - далее Николай Валерьевич продемонстрировал свою личную страничку «В Контакте.ру». - Я могу узнать, какой у подростка музыкальный вкус, с кем он дружит. С воспитательной точки зрения это немаловажно. Например, я очень порадовался, что мои ученики делились впечатлениями о поездке в Болдино». 

В заключение мероприятия подвели итоги. «Каждое учебное учреждение работает в своем режиме, есть свои бесценные наработки, есть и то, на что нужно обратить более пристальное внимание. Смысл проведения таких научно-практических семинаров - не только поделиться опытом. Он позволяет посмотреть на себя со стороны, а это уже – движение вперед», - констатировали участники семинара.- Очень ценно, что педагогический коллектив школы разработал «обратную связь» - анкету, в которой коллеги могут высказать свое мнение».

 Новое уверенно входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Альтернативы информационным технологиям нет, и они эффективно работают для тех, кто хочет выстроить целостный и качественный процесс обучения.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ; фото Анастасии Брусовой