15 апреля 2011
Здоровьесберегающие технологии в педагогике

Очень часто, произнося слова приветствия при встрече, мы не задумываемся над междометием «Здравствуйте». Однако фактическое значение этого слова – пожелание быть здоровым.

15 апреля в татарской гимназии №15 состоялся научно-практический семинар «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения». 

В мероприятии приняли участие заместитель директора Института непрерывного образования Казанского университета Ирина Терентьева, профессор Института языка Фаина Ратнер, автор экспериментальной программы, преподаватель Казанского педагогического колледжа Ольга Ягнова, ведущий специалист Казанской государственной медицинской академии Гульнара Хуссамова, а также руководители и педагоги общеобразовательных учебных учреждений, Казанского университетского образовательного округа.

Слушателей научного семинара приветствовал Театр здоровья «Виртуальный мир» музыкальным спектаклем «Кот в сапогах».

Открыла мероприятие Ирина Терентьева: «Сегодня здоровьесберегающее образование проблема государственная. И то, что мы этот аспект выделяем в работе Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ» – неспроста. У нас появился новый опыт, новые наработки. И научный семинар – это повод оценить, что сделано за год».

Далее слушатели семинара с большим вниманием выслушали сообщение Фаины Ратнер, развернув в последующем широкое обсуждение. «Педагогика, которую пропагандирует Центр Института непрерывного образования Казанского федерального университета уникальна, в ней все направлено на ребенка, на его развитие, в ней нет системы поощрения и наказания. Я бесконечно долго могу говорить об этом удивительном педагоге, первой женщине-хирурге Италии, которая создала систему, изменившую всю образовательную среду. Педагогика Монтессори проверена временем, пережила века. Открывшийся курс для учителей начальных классов и работников детского сада Центра образования №178 свидетельствуют о большой заинтересованности. Уже прошли его первые лекции. И это только первые шаги, маленькие ростки, но мы нацелены на большое будущее». 

Очень интересной была презентация, представленная Ольгой Ягновой, разработчиком здоровьезберегающего проекта «Тропинки здоровья». «С 1 сентября к здоровому образу жизни мы начали приучать 3000 первоклассников из 44 школ. В проекте приняли участие 125 учителей начальных школ и 200 студентов-волонтеров. Наша программа включает в себя три направления: комплекс упражнений, развитие психических качеств в игровой форме и образовательный аспект – когда учитель выделяет несколько минут для обсуждения темы здорового образа жизни. Комплекс специальных упражнений – это дыхательная, пальчиковая и зрительная гимнастика для малышей, которая проводится ежедневно. Развитие психических качеств подразумевают социальную адаптацию первоклассников к школе, их психологическое благополучие и эмоциональный настрой. Игры-разминки позволяют создать хорошее настроение, снять напряжение. Также в работе используются различные коммуникативные тренинги, которые формируют межличностные отношения в классе, лидерские качества, повышают собственную самооценку, появляется уверенность в своих силах и собственных возможностях. Эксперимент подходит к концу, в мае наши студенты-волонтеры обработают весь эмпирический материал. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать – мы на правильном пути». Презентация.

Сообщение Ольги Юрьевны вызвало оживленное обсуждение. «Дети очень часто испытывают отрицательные эмоции, боятся, что они не справятся с заданием, что их не любят, будут ругать родители», - отметила молодой психолог школы №111 Анастасия Фарзан, - «Несмотря на мой небольшой опыт, я уверена, что нужна большая работа с родителями. Ребенок должен знать, что он любим».

Также слушателей семинара интересовало, какими контрольно-измерительными материалами пользуются разработчики программы, какие тесты определяют отношение ребят к учителю, какая работа ведется с родителями, по какому принципу отбирались школы для участия в проекте. «К сожалению, сегодня наблюдается амбивалентное отношение к школе. Кто-то хвалит старую российскую методику, а кто-то ратует за инновации. Но мне очень приятно отметить, что реализация проекта «Тропинки здоровья» вызвала одобрение в Министерстве образования и науки РТ и большой интерес у депутатского корпуса Казанской Городской думы. В ходе опросов и анкетирования определились некоторые результаты. Дети сами формулируют свои ответы. Например, они уже знают, что надо питаться 3 раза в день, надо есть кашу и не надо есть чипсы, что физкультура делает их сильнее. Конечно, нам есть, над чем работать. Некоторые «росточки» взаимодействия с родителями уже есть. Также мы разработали брошюру для каждого участника проекта», – продолжила Ольга Ягнова.

 «То, что мы сегодня услышали, все это полезный опыт. Важно, что Вы затронули проблемы родительской общественности. Это очень важно. Хочется отметить, что на базе Казанского федерального университета создается образовательный кластер, куда войдет ряд средних специальных учебных заведений, а также учреждения начального профессионального образования. И Казанский педагогический колледж станет базовой научной экспериментальной площадкой. А это замечательная возможность применить все наши ресурсы. Очень приятно, что у слушателей такой большой интерес», - прокомментировала докладчика Ирина Терентьева.

Затем опыт здоровьесберегающей программы представила заместитель директора по воспитательной работе гимназии №15 Гузель Нотфуллина: «Участвуя в научных мероприятиях, форумах, общаясь с учительским корпусом, мы поняли, что каждый педагог понимает здоровьесберегающую технологию по-своему. Представляя свой опыт, хочется отметить, что мы не ставим своей целью заставить учителя выполнять функциональные обязанности врача. Речь идет о коррекции педагогического процесса. То есть, педагог должен выстроить свой урок так, чтобы не навредить школьнику. Для этого мы используем психолого-педагогическую модель здоровьесберегающей педагогики. Поиски путей научно-методического сопровождения можно увидеть на стенде. Это учебно-методические пособия программы «Здоровье» под ред. доктора мед.наук В.Н.Касаткина, «Путь к успеху» И.Г. Вахрушевой и Л.Ф.Блиновой и др.

В рамках здоровьесберегающей программы в гимназии создан театр здоровья «Виртуальный мир, особенность которого состоит в развитии всех аспектов здоровья – духовного, эмоционального, физического, социального, личностного. Сегодня вы могли сами убедиться, с каким удовольствием и самоотдачей играют ребята в спектакле. В постановках участвуют все – от первоклассника до выпускника. Театр позволяет ощутить им радость каждого дня, оберегает от негативного влияния улицы, дает возможность забыть о плохом самочувствии, о ссорах и неприятностях».

 В рамках здоровьесберегающей программы в гимназии создан театр здоровья «Виртуальный мир, особенность которого состоит в развитии всех аспектов здоровья – духовного, эмоционального, физического, социального, личностного. Сегодня вы могли сами убедиться, с каким удовольствием и самоотдачей играют ребята в спектакле. В постановках участвуют все – от первоклассника до выпускника. Театр позволяет ощутить им радость каждого дня, оберегает от негативного влияния улицы, дает возможность забыть о плохом самочувствии, о ссорах и неприятностях».

 Преподаватель психологии КФУ Ольга Граужанина посвятила свой доклад культуре толерантного общения: «Каждому из нас важно понять, что хотят и могут окружающие нас люди, как сориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, мышления, характера и темперамента. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки – одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя и другого человека как личность. Сохранение своего психологического здоровья возможно через толерантную культуру. Это позволяет сохранить гармонию с самим собой и окружающим миром». Презентация.

Следующий докладчик рассказал о реализации здоровьесберегающих программ в школе №39. «Хочу обратить ваше внимание на то, что занимаясь здоровьесбережением, нельзя не учитывать здоровье педагогов. Наш директор Галина Назипова очень заботится о самочувствии учителей и каждые каникулы у нас проводится обследование педагогов», - отметила учитель Алла Евдокимова.

Подводя итоги обсуждения, Гульнара Хуссамова дала общую картину исследований здоровья школьников: «Тема здоровьясбережения – очень сложная тема. И мне очень приятно, что на научном форуме присутствуют не только педагоги, но и психологи, медики. Конечно, нужна очень большая работа с родителями, учителями. Врач в школьных учреждениях должен быть не раз в год – прививки сделать, а постоянно. Но такие семинары нужно проводить вместе с врачами – соматиками, которые занимаются детскими неврозами и неврологическими проблемами. Нужны специальные методики, позволяющие раскрепоститься. Например, в Скандинавии, где уровень жизни очень высокий, количество суицида растет, много детей-аутистов. В перспективе, реализуя такие проекты, как «Тропинки здоровья», надо проводить анализ соматики у детей до, во время и после эксперимента».

«Наша встреча шла в конструктивном режиме – мы обменялись опытом, обсудили новые разработки, наметили пути взаимодействия. И впереди у нас широкие перспективы взаимного сотрудничества, много новых мыслей и предложений. Постепенно будем воплощать все в нашу реальную жизнь», - заключила Ирина Терентьева.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ, фото Марата Кильдеева